logo
ГОС по русскому языку

18. Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ. Цели, задачи.

Предметом словообразовательного анализа является слово.

Цель: определить способ образования слова, определить словообразовательный тип. Достижение поставленной цели предполагает решение задач:

1. Определить, к какой части речи относится слово + измен.\неизм.

2. Если слово изменяемо, определить окончание. Выделить основу.

3. Определить характер основы: производная/непроизводная.

4. Если основа производная, найти производящую, принимая во внимание правила определения направления производности.

5. Определить словообразовательный формант, сравнивая основу производящей с производной.

6. Определить способ образования слова.

7. Определить словообразовательное значениет форманта.

8. Определить, к какому словообразовательному типу относится данное слово. Определить его продуктивность/непродуктивность.

Этимологический анализ определяет происхождение слова, его бывшее строение, его прошлые словообразовательные связи, поэтому для его проведения необходимо знание истории языка, знание родственных языков. Для синхронного словообразования этимологический анализ носит более прикладной характер. С помощью этимологического анализа определяются исторические изменения в структуре слова.

Существуют специальные этимологические словари:

- 1ый вышел в свет в 1842. Автор: Ф.Шинкевич. "Корнеслов РЯ".

- словарь Изюмова 1880

- 1892 словарь Горяева (сравнительный этимологичский словарь РЯ)

- наиболее научный - словарь Преображенского 1910-1916. Окончательно - 1949.

- в 50е гг в Германии вышел 3х-томный этимологический словарь Фасмера. Переведён и дополнен. Оч. авторитетен.

- 1961 Краткий этим.словарь Шанского, Ивановой и Шанской

- в настоящее время ведётся издание многотомного этимологического словаря славянских языков под редакцией Трубачева.