logo
ГОС по русскому языку

17. Корневые и служебные морфемы

I. – корневые; - аффиксальные.

Различия:

1. корень – центральная часть слова. Аффиксы периферийны.

2. корень – обязательный морф. Аффиксы факультативны.

3. корень может быть словом (кино, стол). Аффиксы этим свойством не обладают. Они привязаны к корню и обслуживают его.

4. Корни обладают номинативной семантикой, предопределяют лексическое значение слова. Аффиксы номинативной семантикой не обладают; они значимые части слова, но их значение отвлечённое, обобщенное.

5. корни исчисляются тысячами, их перечень открыт для пополнения. Аффиксы, в целом, немногочисленные; пополняются за счёт заимствований.

По положению в слове аффиксы делят на:

- приставки (префиксы)

- суффиксы

- окончания (флексии)

- постфиксы

Префикс:

1. занимает позицию перед корнем, обычно находится в абсолютном начале слова (навсегда, соавтор, неприятный)

2. значение – деривационное, т.е. словообразующее (весёлый – невесёлый, ботинки – полуботинки)

3. Префиксы – необязательные морфы, т.е. факультативны (ходить, дубовый, дом)

4. малочисленны, пополняются заимствованиями (дис-, суб-)

5. уникальных префиксов в русском языке нет. НО: Ра-дуга, ба-хвалиться?

Суффикс:

1. место суффикса – за корнем или за другим суффиксом (водяной, верхом, водянистый)

2. основное значение – деривационное (гриб – грибной, учить – учитель)

НО есть и формообразующие:

- -л- прошедшего времени глагола (читал, делал).

- суффиксы причастий –ущ-, -ащ-, -ащ-, -т-

- суффиксы деепричастий –а-, -в-

- суффиксы сравн. и прев. степ. прилагательного и наречия –е-, -ейш-, -ее-

- -ть- (-ти-) неопределенная форма глагола. (Характеризуется разн. отношением: -флексия/суффикс).

3. факультативные морфы (стол, брат, красный)

4. многочисленны, список пополняется за счёт заимствований (-ур-, -ад-, -ант-, -ент-)

5. есть уникальные © Земская – унификсы – употребляемые только в одном слове. (стекл-ярус, почт-альон, поп-ад’j-а)

Флексия:

1. находится справа от корня или суффикса

2. обладает грамматическим значением: с их помощью образуются формы слов => значение парадигматическое. Флексия выделяется путём сопоставления данной формы слова с другими формами этого же слова (берёза – берёзе – берёзу).

3. Флексии факультативны (кенгуру, метро, здесь, смеясь, громче). Наличие или отсутствие зависит от частеречной принадлежности: заимствованные существительные и прил., инф., деепричастия, наречия, сравнительная степень).

4. уникальных нет.

Постфикс: (разновидность суффикса)

1. занимает позицию в абсолютном конце слова

2. с его помощью образуются новые слова (улыбающийся, открываться, кто-то, что-либо, где-нибудь)

3. список ограничен. К ним относят –ся(-сь), -то, -либо, -нибудь.

Аффиксоиды: (подобные аффиксам) - морфы, которые не утратили связи с корнями, но в то же время выполняет в слове служебную функцию.

1. суффиксоиды (садо-вод, языко-вед)

2. префиксоиды (сверх-мощный, пол-ночь)

Явление в словообразовании недостаточно разработано.

нулевые аффиксы – те, которые лишены материального выражения, т.е. они не обозначаются определённым знаком, но это знаковое отсутствие считается значимым, наделённым определённым значением.

Нулевыми флексиями обладают имена существительные. Они возникли как следствие падения редуцированных.

м.р. дом[] – восстанавливается путём сопоставления с другими флексиями, дом[а], к дом[у]

ж.р.3скл. ночь[]

гл.прош.врем.м.р. Читал[], читал[и], весел[], весел[а].

краткое страдательное причастие: прочитан[]

м.р.ед.ч. прочитан[о]

притяжательное прилагательное м.р. мамин[], лисий[], мамин[ы].

Нулевые суффиксы – те, которые не выражены звуками, но обладают значением.

ход[] — ходить нул. суф-ция (образуется с помощью нулевого суффикса), сушь — сухой; супруга — супруг, кума — кум.

ОСНОВЫ

Центральное понятие словообразования – понятие основы.

Основа – это часть слова, которая остаётся в нем за вычетом окончания или формообразующего суффикса. С основой связано лексическое значение слова (весн-а, нов-ый, пе-ть, чита-л, ид-ущий, читаj’-а)

Основы возвратных глаголов называются прерывистыми: учи-ть-ся, смея-ла-сь.

Непроизводная основа – та, в составе которой нет живых аффиксов. Она называет предметы и являния действительности немотивированно. (дом, комнат-а, завтра, бел-ый.)

Живые аффиксы – которые воспроизводятся и выделяются носителями языка в данный момент.

Непроизводная основа равна корню, и она нечленима.

Производная основа – та, которая образованна от другой основы, мотивированно или немотивированно. В её составе выделяются живые аффиксы. Они называет предметы и являния д-ти мотивированно.

надомный (осн., прист., суф.) <– дом (осн.) – можно объяснить «на дому»

комнатка (осн., суф.) <– комната (осн.) – маленькая комната

белить(осн., суф.) <– белый (осн.) – покрывать белым

завтрашний (осн., суф.) <– завтра (осн.) – который будет завтра

Таким образом, производная основа членима, и в её составе обязательно выделяются аффиксы.

Среди основ специально выделяют связанные основы = связанные корни. ©Винокур.

Обуть – разуть (корень у); заслонить – прислонить (слон); убавить – добавить – прибавить (ба); снять – принять (ня); привыкнуть – отвыкнуть (вык), воин-война-войско-воевать (вои), надеть-раздеть (де), улица-переулок (ул), немец-немка (нем), птица-птенец-пташка (пт), солнце-солнышко-солнечный (солн).

Связанный корень характеризуется набором опр. признаков:

1. связанный корень не может употребляться самостоятельно, вне аффиксов.

2. значение связанных корней вне аффиксов не понятно.

3. связанный корень обязательно должен повторяться в серии слов (свергнуть- отвергнуть- ввергнуть - верг)

4. в ряде случаев в словах со связанными корнями значение определяется с помощью приставки. (о-де-ть – раз-де-ть, от-ня-ть – при-ня-ть).

Лучше членятся слова со связанным корнем конкретной семантики. (от-ня-ть – раз-ня-ть.)

НО: поня-ть – вня-ть – абстрактные глаголы, нечленимая основа.

5. если хоть 1 алломорф в корне употребляется свободно, то и весь корень свободен. (рассматривать: смотреть, смотрящий (корни)).

Кроме того, в русском языке выделяются некоторые слова со специфическими основами. К ним относят следующие: буженина, малина, калина, рябина, смородина - по вопросу производности и членимости основ этих слов мнения расходятся:

- Е.А.Земская, А.И.Смирницкий, Н.Д.Арутюнова: в этих словах выделяются корни: бужен’, кал’, смород’, мал’, ряб’. Эти корни можно выделить благодаря суф. –ин-, который в других словах указывает на сорт, разновидность растения или мяса (конина, свинина). Учёные считают, что корень и аффикс равноправны => наличие суффикса позволяет выделить корень.

- Г.О.Винокур, Н.М.Шанский считают, что подобные основы не членимы. Корень и аффикс неравноправны. Корень нельзя вычленить, благодаря суффиксу.

- профессор Кубрикова считает членение такого рода слов дефективным, а выделение части называет квази-морфами, т.е. ложными, ненастоящими.

Производящая основа

Для морфемного и словообразовательного анализа важно, от какого слова непосредственно образованно данное. Важно решить вопрос о том, какое из двух однокоренных слов является производящим и производным; какое первично, какое вторично. Для решения этого вопроса существуют правила определения направления производности (сформулированы в работах И.А.Мильчука, М.В.Панова и др.)

Мотивирующее слово – ближайшее слово, от которого образованно данное. Для того, чтобы найти мотивирующую основу, надо мотивированное слово истолковать таким образом, чтобы мы могли ориентироваться на ближайшее производящее. Расстояние между мотивирующей и мотивированной основой определяется одним словообразовательным шагом.

1. Мотивированное слово сложнее мотивирующего по смыслу, т.е. оно отличается большей семантической сложностью (красный –> краснеть = становиться красным)

2. Мотивированное слово характеризуется большей формальной сложностью, т.е. в мотивированном слове должно быть аффиксов больше, чем в мотивирующем слове (земля – земляной (осн.-осн., суф.); шить – перешить (осн., корень, -суф., осн., корень)

3. При одинаковой формальной сложности мотивированным является то слово, которые сложнее по семантике (методика – методист; ученик – ученица (основы, суф. у производных)

4. Независимо от форм. сложности в словообразовательной паре мотивирующим является то слово, которое соответствует категориальному значению части речи (петь – пениj’э –процесс, но принадл. глаголу; косить – косьба; зелёный – зелень-опредм. признак; синий – синь; выходить – выход.)

5. В словах стилистически отмеченных мотивирующим является слово, нейтральное, общеупотребительное. (магнитофон – маг; интимный – интим; неформальный – неформал.)

6. Слова со связанными корнями находятся в отношениях взаимной производности. (свергнуть <-> отвергнуть; обуть <-> разуть.)

7. В некоторых случаях возможна множественная мотивация, т.е. для одного и того же слова 2 и реже больше производных (познакомиться -> знакомиться + познакомить; премило -> премилый + мило.