logo
Книга PR-дискурс

Дискурс городского бренда

Проблемами городского брендирования сегодня озабочены главы и администрации многих городов мира. К процессу проектирования городских брендов привлекаются разного рода специалисты – пиарщики, архитекторы, дизайнеры, социологи, политические консультанты, регионоведы, краеведы и др. В настоящее время вполне сложилось особое направление в исследовании и проектировании городов, в том числе и проектировании городских брендов, которое называется «урбанистика».

Необходимость городского брендирования обусловлена включением городов в пространство конкурентной борьбы за инвестиционную, туристическую, инфраструктурную, жизнеустроительную, культуроемкую привлекательность.

Потребность в превращении городского жизненного пространства в бренд продиктовано возрастанием роли социетального и символического капитала, сконцентрированного в местах компактного проживания. Город – место, где особенно ценятся как наполненная гуманитарным содержанием социальная инфраструктура, так и богатый в культурно-символическом плане городской ландшафт.

Город желает стать брендом не только потому, что ему хочется привлечь капитал, туристов и рабочую силу. Он хочет стать брендом, чтобы его жители гордились своим городом, заботились о его благополучии и процветании, то есть обеспечивали бы его успешность изнутри, посредством внутренних сил. Городской бренд, таким образом, является продуктом интегрированных усилий внешней и внутренней PR-деятельности в области городского брендирования.

Международный опыт в сфере городского брендирования демонстрирует большое разнообразие стратегических бренд-разработок. Так, например, в европейских странах успешно реализуются бренд-проекты, в основу которых положена концепция тематического позиционирования. В итоге в современной Европе наблюдается настоящий бум тематических городов. Появились горнолыжные, театральные, игровые, гастрономические, книжные, ботанические города, города Моцарта, Шекспира, Ван Гога, Андерсена. Посредством тематического позиционирования города утверждают свою неповторимую индивидуальность и обеспечивают высокий уровень узнаваемости.

Для жителей города особенно важно, чтобы он создавал благоприятные условия не только для обеспечения витальных потребностей, но и креативных, позволяющих самореализовываться в профессионально-творческом плане. Для людей, принадлежащих к творческому классу, неважно в какой сфере деятельности реализуется их творчество – науке, бизнесе, здравоохранении, образовании, социальном управлении, строительстве, коммунильном хозяйстве, масс-медиа и др. Особое значение имеет включенность города в разнообразные инновационные процессы. Для креативного класса 209 привлекательным для жизни является город с перспективой творческого роста его жителей, адаптивным и гибким к меняющимся условиям конкурентной среды, способным принимать неординарные решения. Город, формирующий и поддерживающий атмосферу инновационности, получил название креативного города 210.

Креативный город – это саморазвивающийся инновационный город-бренд, который культивирует в своих жителях ощущение уникальности и высокой ценности места их постоянного проживания. Он также культивирует такие значимые ценности как интенсивность культурного общения, медиа- и бизнес-коммуникаций.

Автор книги «Креативный город» Чарльз Лэндри выделяет три элемента, определяющих успех города:

a) понимание предназначения города, его потенциала, представление картины развития города в будущем;

b) широкое распространение лидерства. Не менее 1% населения должно быть лидерами в той или иной области;

c) поощрение принятия рискованных решений в совокупности с принципами подотчетности и прозрачности, поощрение инициативности, компетентности и честности.

К названным элементам, на наш взгляд, необходимо добавть следующие:

Подлинный креативный город-бренд – это город, в котором основная часть жителей действует как одна команда, «болеет» за его позитивную репутацию и престиж. Бизнес-сообщества такого города совместно с властными структурами и общественными некоммерческими объединениями участвуют в разработке проектов по усилению его инвестиционной, туристической, инфраструкторной, культурной и иной привлекательности.

Принципиально важно для построения города-бренда, чтобы его жители не только гордились историческим прошлым, но и настоящим, а также хорошо представляли свой город в будущем – ближайшем и отдаленном.

В связи со сказанным можно сформулировать самое общее определение дискурса городского бренда. Городской бренд – это значимая с позиций маркетингового позиционирования и продвижения целостная смысловя система, представляющая собой семиосферу городского креативного пространства, где в единый комплекс объединены образы городского исторического прошлого, настоящего и перспективного будущего.

Дискурс городского бренда как креативная семиосфера, обладающая маркетинговой ценностью, имеет собственную внутреннюю структуру. К основным структурным компонентам креативной семиосферы городского бренда можно отнести:

В настоящее время в России большинство городов находится в стадии поиска стержневой маркетинговой идеи, вокруг которой мог бы сформироваться весь комплекс элементов, составляющих дискурс городского бренда. Из наиболее успешных городов, нашедших свою маркетинговую нишу и сумевших выстроить свой особый брендовый дискурс, специалисты называют город Мышкин.

Что касается Екатеринбурга, то стержневая идея его бренда еще не определилась. Существует несколько проектов такой идеи, среди которых стоит выделить три, на наш взгляд, наиболее жизнеспособных:

  1. Екатеринбург – столица Евразии;

  2. Екатеринбург – центр конгрессной деятельности (или город Конгрессов);

  3. Екатеринбург – родина первого Президента России Б.Н.Ельцина.

Первый проект опирается на символический топос Екатеринбурга как города, расположенного на границе Европы и Азии. При этом предполагается задействовать мифологему цивилизационного своеобразия России как особого месторазвития под названием «Евразия». Сформулированная в рамках евразийского движения мифологема Евразии означала интегративный, симфонический характер российской культуры, творчески перерабатывающей цивилизационные достижения Запада и Востока. В то же время, согласно евразийцам, прогрессивное будущее России связано не с западным, а с восточным вектором ее развития. Открытость Востоку рассматривается в качестве приоритетного направления. Евразийский дискурс в его брендированном урбанистическом варианте призван идейно обосновать представление об Екатеринбурге как о пространственном воплощении идеи символического центра евразийской цивилизации. В качестве специалитета, реализующего евразийскую миссию города, выступают проекты Евразийского мегауниверситета и Евразийского Сити – гиганского культурно-делового и торгового центра.

Определенные сложности брендирования Екатеринбурга создаются в связи со слабо выраженным присутствием в городской топонимике интегрированной двуосновной евразийской символики. Город на протяжении всей его истории развивался как индустриальный центр и потому в своих названиях запечатлел главным образом символические элементы западной модернизации, включая символы советского этапа ускоренной индустриализации. Оба названия города – Екатеринбург и Свердловск символизируют два варианта модернизационного проекта – петровский и советский. Индустриальная символика присутствует также в названиях большинства улиц и микрорайонов Екатеринбурга.

Районирование города исторически складывалось вокруг крупных индустриальных объектов – Верх-Исетский завод, Уралмаш, Эльмаш, Химмаш. От данной индустриальной парадигмы, определившей на долгие годы характер городского дискурса, очень трудно будет отвлечься в процессе конструирования евразийского города-бренда.

Второй проект, продвигающий идею конгрессного специалитета Екатеринбурга 211, гораздо менее мифологичен и идеологически нагружен, чем первый, зато способен более органично вписаться в уже формирующуюся инфраструктуру современного города.

Екатеринбург в последнее время все больше превращается в крупный российский центр деловых, научных, культурных и прочих коммуникаций, становится местом регулярного проведения международных форумов, выставок и встреч. В городе сложилась более или менее развитая клубная сеть, система научных и образовательных учреждений, выступающих в качестве креативных инновационных площадок.

В то же время, существует множество слабых звеньев, тормозящих в настоящий момент процесс выведения конгрессного проекта на уровень подготовки основательного задела для его непосредственного запуска. К таковым, в частности, относятся:

города и страны конгрессной деятельности;

Третий проект городского бренда, связанный с использованием в качестве главного семиотического стержня харазматической фигуры первого президента России, представляется нам наиболее удачным и перспективным. И вот почему:

Независимо от того, какой проект городского брендирования окажется более всего востребованным руководителями и жителями города, дискурс городского бренда должен будет проложить себе русло в массовом сознании посредством определенных нарративных практик в форме содержательных рассказов, воспоминаний, печатных, электронных и визуальных текстов, повествующих о крупных событиях, связанных с миссионерской идеей, положенной в основу городского бренда. Только широкая молва о необычном городе, то есть коллективный дискурс, может стать весомым фактором в процессе конструирования городского бренда.