Модель научного и псевдонаучного дискурса
Становление современного типа науки в Новое время порождает проблему пиар-дискурса науки. Она заключается в необходимости установления публичных связей между научным сообществом и общественностью. Научное знание предшествующей исторической эпохи (Средневековья), отличалось рядом особенностей и занимало существенно иное положение в культуре и обществе, что объясняет отсутствие данной проблемы тогда.
В Новое время ситуация меняется:
- наука становится самостоятельной сферой жизни общества и мощным социальным институтом;
-возникает особая социальная группа людей, занятых интеллектуальным производством;
- складывается индустриальный тип общества, в котором материальное производство становится систематическим применением науки, прежде всего – естествознания; индустриальные технологии глубоко проникают во все сферы жизни общества, радикально преобразуя их (быт, образование, здравоохранение, транспорт, связь, и т.п.);
- формируется особенный тип интеллектуальной деятельности, рождающий и свой специфический язык, и свой этос.
Впечатляющее преобразующее воздействие научной деятельности и ее результатов на жизнь человека и общества, связанные с ним надежды на разрешение множества фундаментальных проблем (ожидания) по-новому организуют взаимосвязь науки и ученых с общественностью.
Старые сферы общественного сознания и практики, такие как религия, искусство, мораль, право, политика, подвергаются преобразующему воздействию со стороны науки. Наука в исторически короткие сроки своим влиянием (через посредство технологий) неузнаваемо меняет жизнь людей. Ученые превращаются во влиятельное сообщество. Вокруг науки и ученых в обыденном сознании возникает ореол могучей силы, основанной на предельном развитии рационально-логического мышления. В это время складывается множество мифов, сохраняющих живучесть до настоящего времени:
- наукой занимаются какие-то особенные люди, которых отличают необыкновенные свойства: ум, интуиция, воображение, изобретательность; они сосредоточивают в себе предельное развитие этих способностей, массовой профессией наука стать не может;
- наука – вещь загадочная, потому что в силу своей предельной сложности обыкновенному человеку она непонятна и непосильна;
- наука «может все» или почти все: многое из того, что еще не так давно казалось чем-то несбыточным, фантастическим, выходит из научных лабораторий и центров в виде повседневных вещей (лекарства, взрывчатые вещества, оружие огромной разрушительной силы, летательные аппараты, электрические машины и освещение, телефоны, скоростной, независимый от времен года наземный, воздушный и морской транспорт, проникновение в недоступные прежде области окружающего мира и т.п.);
- наука является единственным надежным средством решения всех проблем (болезней, голода, стихийных бедствий, подъема благосостояния и уровня развития страны, воспитания молодежи, укрепления обороноспособности и т.п.).
Действительно, складывание науки как весьма важной сферы жизни общества, оказывающей столь мощное воздействие на материальное производство и экономику в целом, на обороноспособность государства, уровень развития страны и ее населения, а кроме того – появление отрасли, через которую проходят значительные материальные и финансовые ресурсы, формирование довольно закрытой для обыденного сознания сферы деятельности с непонятными для него правилами, приемами — уже это все делало необходимым установление неких специальных публичных связей между научно-образовательными сообществами и общественностью. Возникала необходимость объяснить, сообщить общественности целый ряд важных моментов:
- цели и задачи научных исследований и развития науки (чего можно ожидать от науки в ближайшее время и в грядущей перспективе);
- мнение ученых, экспертное знание науки по поводу злободневных или перспективных фундаментальных проблем, упование на объективность (незаинтересованность, беспристрастность) заключения по актуальным проблемам и тенденциям развития;
- задачи общества по отношению к столь важному институту и инструменту как наука (государственная и общественная поддержка, пропаганда науки и ее достижений, устранение искусственных препятствий на ее пути) – финансирование науки из госбюджета и привлечение частных инвестиций, организация добровольных обществ поддержки и содействия науке;
- разъяснение содержания и смысла сложных и парадоксальных научных истин для обыденного сознания (в демократическом обществе решения принимаются большинством, компетентность которого в среднем достаточно ограничена) – популяризация науки, проникновение ее в сферу массового сознания (образование, просвещение). Если попытаться определить все существенные источники формирования того или иного образа науки (и ученых) в восприятии общества, то неизбежно придется включить широкий комплекс факторов (средств). Об этом говорят результаты различных социологических исследований. В частности, можно привести недавний российский пример. |
В ходе проведенного в августе 2001 г. фондом «Общественное мнение» исследования респондентам был предложен ряд вопросов, касающихся авторитета ученых и науки в обществе, а также идеального образа ученого. Приведены результаты массового опроса населения (рис. 1-3) по репрезентативной выборке (1 500 человек, 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России; объем выборки по Москве — 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку).
- О.Ф. Русакова, в.М. Русаков
- Теоретико-методологический анализ Екатеринбург 2008
- Содержание
- Глава 1. Современные трактовки дискурса
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- Глава 3. Дискурс имиджа и бренда
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Предисловия дискурс-анализ в пиарологии
- Дискурс-анализ публичной коммуникации
- Введение
- Благодарности
- Глава 1. Современные трактовки дикурса
- 1.1 Лингвистические подходы к анализу дискурса
- Кратологическая теория дискурса
- Семиотические концепции дискурса
- 1.4. Социально-коммуникативная трактовка дискурса
- Постмодернистская теория дискурса
- 1.6. Критический дискурс-анализ
- Теория нарративного дискурса
- 1.8. Дискурсология как междисциплинарная наука о дискурсах
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- 2.1. Дискурсивный подход в пиарологии
- Понятие pr-дискурса
- 2.3. Структура дискурса публичной коммуникации
- Дискурс шоу-политики и pr-шоу
- Дискурс презентации
- Глава 3. Дискурсы имиджа и бренда
- 3.1. Общая характеристика имиджа и бренда: сходства и отличия
- Структурные компоненты дискурса имиджа
- 3.3. Дискурс имиджевого маскарада
- 3.4. Мифология имиджа.
- 3.5. Дискурс харизмы
- 3.6. Сущность и дискурс бренда
- Дискурс городского бренда
- Дискурс бренда страны
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Общая модель институционального дискурса: сущность и структурные компоненты
- 4.2. Жанровая палитра институционального pr-дискурса
- Модель научного и псевдонаучного дискурса
- Как Вам кажется, сейчас ученые более авторитетны, менее авторитетны по сравнению с советскими временами или столь же авторитетны?
- Модель религиозного pr-дискурса
- Заключение
- 620144 Екатеринбург, ул.8 Марта, 68.