Кратологическая теория дискурса
Общепризнанной крупной фигурой в области интерпретации дискурса и его глубокого теоретического анализа является Мишель Фуко. С его именем связано появление и развитие кратологической трактовки дискурса, получившей широкое применение в таком направлении как критический дискурс-анализ.
В своих работах Фуко акцентировал внимание на властной, принудительной силе дискурса. Дискурсы в его интерпретации выступают мощным властным ресурсом и потому оказываются объектами желаний, опасений, контроля.
Доступ к дискурсам регламентируется и контролируется в обществе властными инстанциями. За право их присвоения идет непрерывная борьба.
Такой институт социализации как образование выступает важной инстанцией по контролю доступа к дискурсам, а также инструментом их социально-дифференцированного присвоения и распределения. «Сколько бы ни утверждалось, – пишет Фуко, – что образование по неотъемлемому праву является средством, открывающим для любого индивида в обществе, подобном нашему, доступ к дискурсу любого типа, - хорошо известно, что в своем распределении, в том, что оно позволяет и чего не допускает, образование следует курсом, который характеризуется дистанциями, оппозициями и социальными битвами. Любая система образования является политическим способом поддержания или изменения форм присвоения дискурсов – со всеми знаниями и силами, которые они за собой влекут» 33.
В сфере науки властно-принудительная сила дискурса осуществляется в требованиях соблюдения дисциплинарной идентичности. «Дисциплина – это принцип контроля над производством дискурса. Она устанавливает для него границы благодаря игре идентичности, формой которой является постоянная реактуализация правил» 34.
Властная сила дискурсов, по Фуко, состоит в заключенных в них правилах и запретах, направленных на подавление всего, что не соответствует принятым в определенном сообществе нормам. Сила дискурсов как социальных контролеров проистекает из привносимых ими в общественное сознание оценочных схем, разделяющих слова, мысли, поступки на дозволенные и недозволенные, приличные и неприличные, публично артикулируемые и подлежащие умолчанию.
Следует подчеркнуть, что скрещивание понятий дискурса и власти у Фуко осуществляется на основе своеобразного толкования того, что представляет собой власть. Для Фуко власть – это не некий институт и не структура, а «множественность отношений силы», интеграция отношений силы. Власть трактуется как интегрированный результат игры подвижных отношений неравенства: «отношения власти не находятся во внешнем положении к другим типам отношений (экономическим процессам, отношениям познания, сексуальным отношениям), но имманентны им; они являются непосредственными эффектами разделений, неравенств и неуровновешенностей, которые там производятся; …отношения власти не находятся в позиции надстройки, когда они играли бы роль простого запрещения или сопровождения; там, где они действуют, они выполняют роль непосредственно продуктивную» 35.
Внутри энергетического поля власти, по Фуко, находится множество точек сопротивления: «последние выполняют внутри отношений власти роль противника, мишени, упора или выступа для захвата. Эти точки сопротивления присутствуют повсюду в сети власти»36. Эти точки подвижны. Они вносят в общество динамику расслоения. Рой точек сопротивления, пронизывая социальные стратификации, перекраивает поле власти, производит изменения в индивидах, в их душах и телах.
Распределение и перераспределение власти для Фуко есть перегруппировка инстанций знаний. Сцепление власти и знания образует дискурс: «Именно в дискурсе власть и знание оказываются сочлененными» 37. Иначе говоря, дискурс – это диспозитив взаимосвязи знания и власти.
В конкретном дискурсе сращение «знание-власть» воплощается в определенной стратегии или в стратегических ансамблях. Так, например, дискурс о сексе, по мнению Фуко, начиная с XYIII в., заключает в себе четыре стратегических ансамбля:1) истеризация тела женщины (тело женщины было квалифицировано как тело, до предела насыщенное сексуальностью, и потому подлежало дисциплинарному воздействию, то есть приведению в соответствие с существующими представлениями о социальной роли женщины и с определенными моральными нормами); 2) педагогизация секса ребенка («дети определяются как «пороговые» сексуальные существа, как находящиеся еще по эту сторону от секса и одновременно – уже в нем, как стоящие на опасной линии раздела; родители, семья, воспитатели, врачи и психологи впоследствии должны будут взять на себя постоянную заботу об этом зародыше секса»); 3) социализации репродуктивного поведения (проведение демографической политики путем применения различных социальных и налоговых мер по отношению к плодовитости супружеских пар, а также через вменение ответственности супругов перед социальным телом в целом, которое следует ограничить, или, наоборот, увеличить); 4) психиатризация извращенного удовольствия (сексульный инстинкт был подвержен дифференциации на нормальность и патологию посредством проведения клинического анализа выделенных аномалий; была предпринята попытка создания корректирующей технологии для вычлененных аномалий) 38.
Сексуальность, по Фуко, это не нечто, что существует независимо от «знания-власти». Это и есть само «знание-власть», то есть дискурс в его конкретных стратегиях.
В целом отношения дискурса и власти носят амбивалентный характер. Дискурс одновременно выступает и средством и источником властвования, инструментом и эффектом власти, ее охраннником и подрывником. «Молчание и секрет, - пишет Фуко, - равно дают приют власти, закрепляют ее запреты; но они же и ослабляют ее тиски и дают место более или менее неясным формам терпимости»39.
- О.Ф. Русакова, в.М. Русаков
- Теоретико-методологический анализ Екатеринбург 2008
- Содержание
- Глава 1. Современные трактовки дискурса
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- Глава 3. Дискурс имиджа и бренда
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Предисловия дискурс-анализ в пиарологии
- Дискурс-анализ публичной коммуникации
- Введение
- Благодарности
- Глава 1. Современные трактовки дикурса
- 1.1 Лингвистические подходы к анализу дискурса
- Кратологическая теория дискурса
- Семиотические концепции дискурса
- 1.4. Социально-коммуникативная трактовка дискурса
- Постмодернистская теория дискурса
- 1.6. Критический дискурс-анализ
- Теория нарративного дискурса
- 1.8. Дискурсология как междисциплинарная наука о дискурсах
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- 2.1. Дискурсивный подход в пиарологии
- Понятие pr-дискурса
- 2.3. Структура дискурса публичной коммуникации
- Дискурс шоу-политики и pr-шоу
- Дискурс презентации
- Глава 3. Дискурсы имиджа и бренда
- 3.1. Общая характеристика имиджа и бренда: сходства и отличия
- Структурные компоненты дискурса имиджа
- 3.3. Дискурс имиджевого маскарада
- 3.4. Мифология имиджа.
- 3.5. Дискурс харизмы
- 3.6. Сущность и дискурс бренда
- Дискурс городского бренда
- Дискурс бренда страны
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Общая модель институционального дискурса: сущность и структурные компоненты
- 4.2. Жанровая палитра институционального pr-дискурса
- Модель научного и псевдонаучного дискурса
- Как Вам кажется, сейчас ученые более авторитетны, менее авторитетны по сравнению с советскими временами или столь же авторитетны?
- Модель религиозного pr-дискурса
- Заключение
- 620144 Екатеринбург, ул.8 Марта, 68.