Введение
Существование в современной гуманитарной науке многочисленных концепций и теорий дискурса, а также возникновение и развитие течений, специализирующихся на дискурс-анализе, свидетельствуют о том, что дискурс выступает сегодня одним из наиболее востребованных и актуализированных предметов теоретического анализа. Наряду с общими теориями дискурса в настоящее время активно разрабатываются его частные теории, представляющие собой ответ на вызовы современной социальной, политической и культурной практики. Во многих работах дискурсы рассматриваются как пароли идентификации: вы таковы, каков ваш дискурс. Идентификация и позиционирование называются важнейшими его функциями.
Современная жизнь бросает вызовы старым идентичностям и взывает к новым дискурсам. Вот почему в глобализирующемся мире востребованными становятся исследования дискурсов кросскультурной и международной кооперации.
С развитием масс-медийных технологий и массовых коммуникаций дискурсы становятся все более медиатизированными. Мультимединые дискурсы в силу своей синтетической аудивизуальной природы несут в себе мощный эмоциональный заряд, который вовлекает в коммуникацию чувственные и иррациональные компоненты сознания, оказывает воздействие на подсознание, что создает благоприятные условия для реализации разнообразных управленческих и манипулятивных стратегий, для активного вовлечения аудиторий в дискурсивное пространство массовой культуры и медийной сферы.
Синтез информации и зрелищности, интерактивности и развлекательности в наше время является атрибутом не только массовой культуры, но также корпоративной и институциональной культуры, различных форм общественно-политической практики.
Расширение коммуникативного мультимедийного пространства и появление все новых социальных практик и технологий, активно влияющих на общественные и институциональные отношения, предполагает активизацию научной деятельности в области специализированного исследования широкой группы дискурсов массовых коммуникаций. Именно к данной группе следует отнести такой коммуникативный феномен как PR-дискурс, выступающий особым способом властно-управленческого воздействия на общественное сознание.
PR-дискурс рассматривается в настоящей книге в контексте широкого круга проблем развития дискурсологии как новой отрасли знания и социальной технологии. Предметную область дискурсологии составляют, во-первых, вопросы общего порядка, рассматривающие природу, структуру и функции дискурса как феномена общественной жизни. Во-вторых, предметом изучения дискурсологии являются вопросы более частного порядка, связанные с изучением конкретных видов дискурса. Развитие исследований тех или иных разновидностей и типов дискурсов приводит к образованию особых отраслей дискурсологии. В последнее время наблюдается выделение в особую отрасль политической дискурсологии 1, а также отрасли, специализирующейся на анализе медиадискурса 2.
Методологическую основу дискурсологии, развиваемой представителями уральской школы дискурс-исследований, к которой относятся и авторы настоящей книги, составляют коммуникативно-семиотический, кратологический, структурно-аналитический и иные подходы.
С позиции коммуникативно-семиотической парадигмы дискурсы рассматриваются как способы означивания феноменов реальности, благодаря которым формируются позиции и мнения в общественном коммуникативном пространстве, на основе которых осуществляется конкурентная борьба между различными точками зрения и подходами к пониманию действительности.
Дискурсы трактуются как носители смыслов, ценностей, идей, образов, мнений, интерпретаций и прочих ментальных и виртуальных образований. В то же время, согласно кратологическогму подходу, дискурсы представляют собой мощный властный ресурс, посредством которого социальные институты и индивиды осуществляют свою саморепрезентацию, легитимацию, идентификацию, конструирование и продвижение тех или иных образов реальности, производят позиционирование в социокультурном, политическом и экономическом пространстве.
. Дискурсы конкурируют между собой, предлагая в форме символически-знаковых образований (вербальных и невербальных) различные интерпретации феноменов и процессов, выступают различными способами позиционирования, репрезентации и идентификации социальных акторов. Дискурсы формируют и структурируют знаково-символическое пространство, обитают и функционируют в данном пространстве. Дискурсное знаково-символическое пространство пронизывает все другие пространства социального мира – политическое, экономическое, социокультурное, информационное. Дискурсы – агенты смыслопорождения в сферах политики, экономики, культуры, общественных отношений. Главным адресатом дискурсного воздействия выступает общественное сознание. Дискурсы осуществляют обработку общественного сознания, внедряя в него определенные нормативные и ценностные установки, образы и картины действительности. Иначе говоря, они формируют у социальных субъектов ментальные образы мира, его оценочные матрицы.
Дискурсы как знаковые системы выступают не только в виде разнообразных текстов, языков, символов, мифов, идеологий, иконических образов, но также в виде вещей, предметов массового потребления. В обществе массовой культуры и массового потребления получают широкое распространение новые виды дискурсов. Таковыми являются дискурсы моды и модельного бизнеса, телевидения и рекламы, шоу-бизнеса и шоу-политики, Интернета и сотовой связи.
В качестве коммуникативно-знаковых систем все виды дискурсов в дискурсологии подлежат структурному анализу, примером которого для нас служат работы Р. Барта, Ж. Бодрийяра, У. Эко, Ю. Лотмана, Х. Уайта, Г.А. Гачева и др.
Теоретико-методологический анализ PR-коммуникаций, осуществляемый в настоящей книге, базируется на интеграции в некую целостную систему ряда концепций и подходов, которые представляются нам наиболее плодотворными для выявления тех или иных сторон, свойств, функций и компонентов PR-дискурса.
Книга состоит из четырех глав. Первая глава знакомит читателей с ведущими теоретическими направлениями в области дискурс-исследований. Во второй главе дан структурный анализ дискурса публичной коммуникации, рассмотрены базовые дискурсивные формы PR-дискурса, к которым относятся дискурс PR-шоу и дискурс презентации. В третьей главе раскрываются особенности дискурсов имиджа и бренда как коммуникативных технологий и продуктов PR-деятельности. В четвертой главе предметом исследования выступают разнообразные жанры и виды институционального PR- дискурса.
Первые три главы и два первых раздела четвертой главы написаны О.Ф.Русаковой. Разделы, посвященные научному и религиозному дискурсу, написаны В.М.Русаковым. Структурная модель издания разрабатывалась совместно.
Авторы не ставили перед собой задачу проведения анализа всего многообразия дискурсных форм PR-деятельности. Мы ограничились лишь той тематикой, которая составляет ядро учебного курса под названием «PR-дискурс», который читает О.Ф.Русакова на факультете связей с общественностью и рекламы Уральского государственного университета им. А.М.Горького. За рамками настоящего исследования остались такие разделы курса как дискурс медиарилейшнз, PR-дискурс политических институтов, дискурс СМИ и рекламы, дискурс мифологий массовой культуры. Данная тематика частично рассматривалась нами в отдельных статьях и докладах, прочитанных на научных конференциях 3. Она станет основой для новых книг, которые предполагается опубликовать в ближайшее время.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О.Ф. Русакова, в.М. Русаков
- Теоретико-методологический анализ Екатеринбург 2008
- Содержание
- Глава 1. Современные трактовки дискурса
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- Глава 3. Дискурс имиджа и бренда
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Предисловия дискурс-анализ в пиарологии
- Дискурс-анализ публичной коммуникации
- Введение
- Благодарности
- Глава 1. Современные трактовки дикурса
- 1.1 Лингвистические подходы к анализу дискурса
- Кратологическая теория дискурса
- Семиотические концепции дискурса
- 1.4. Социально-коммуникативная трактовка дискурса
- Постмодернистская теория дискурса
- 1.6. Критический дискурс-анализ
- Теория нарративного дискурса
- 1.8. Дискурсология как междисциплинарная наука о дискурсах
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- 2.1. Дискурсивный подход в пиарологии
- Понятие pr-дискурса
- 2.3. Структура дискурса публичной коммуникации
- Дискурс шоу-политики и pr-шоу
- Дискурс презентации
- Глава 3. Дискурсы имиджа и бренда
- 3.1. Общая характеристика имиджа и бренда: сходства и отличия
- Структурные компоненты дискурса имиджа
- 3.3. Дискурс имиджевого маскарада
- 3.4. Мифология имиджа.
- 3.5. Дискурс харизмы
- 3.6. Сущность и дискурс бренда
- Дискурс городского бренда
- Дискурс бренда страны
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Общая модель институционального дискурса: сущность и структурные компоненты
- 4.2. Жанровая палитра институционального pr-дискурса
- Модель научного и псевдонаучного дискурса
- Как Вам кажется, сейчас ученые более авторитетны, менее авторитетны по сравнению с советскими временами или столь же авторитетны?
- Модель религиозного pr-дискурса
- Заключение
- 620144 Екатеринбург, ул.8 Марта, 68.