logo
Литневская Е

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа.

После этого основа слова разбивается на морфемы.

Как мы уже говорили, возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально‑структурный и формально‑смысловой.

Суть формально‑структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идёт до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких‑то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых – игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы по определению значения морфем приводит в ошибкам двух типов, имеющих разную природу:

Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Причём комплекс 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берёт за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей орфографико‑пунктуационной направленности курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведён такой пример морфемного разбора слова искусство (ис‑кус‑ств‑о ). Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению в основе незначимых сегментов.

Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения – с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода – случаи типа клю‑чик (ср.: лёт‑чик ), я‑щик (обой‑щик ). Но и при правильно определённом корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух. Это связано, во‑первых, с алгоритмом морфемного членения и, во‑вторых, с тем, что в учебниках слова, имеющие более одной приставки и/или суффикса, практически не приводятся.

Формально‑структурный подход к морфемному членению слова не является исключительно принадлежностью школьной практики. Аналогичный подход осуществлён в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразовательного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется».

Формально‑структурному подходу противопоставлен подход формально‑смысловой (формально‑семантический) . Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие учёные и методисты на протяжении многих десятилетий.

Подход учебных комплексов к вопросу о принципах и алгоритме морфемного членения различен: учебные комплексы 1 и 3 предлагают формально‑смысловой подход к морфемному членению слова (комплекс 3 в большей степени, чем комплекс 1), комплекс 2 – формально‑структурный.

Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотнесение значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке – основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.

Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:

1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),

2) выделить основу слова – часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,

3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,

4) выделить в слове корень.

Примеры :

1) плотничал

Образец рассуждения :

плотничал  – форма глагола плотничать ; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом ‑л –, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал‑и ).

Основа – плотнича –.

Глагол плотничать образован от существительного плотник , мотивируется через него: плотничать – «быть плотником»; разница между основой плотнича и плотник  – суффикс ‑а –, в основах представлено чередование к / ч .

Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот . Следовательно, плотник  / плотнич  – корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс ‑л – со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс ‑а – со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич . Основа слова плотнича‑ .

Образец письменного оформления :

2) одевание

Образец рассуждения :

Одевание  – существительное, окончание ‑е (именно этот сегмент слова изменяется при его склонении: одевани‑е, одевани‑я, одевани‑ю ).

На стыке окончания и основы во всех формах произносится звук [й’], который «спрятан» в букве е , стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает её. Основа слова – одевани [й’ ].

Слово одевание производно от глагола одевать : одевание – ‘процесс, когда одевают, то же, что одевать’. Разница между основой одеваний и глагольной основой одева  – сегмент ‑ни [й’ ]‑, являющийся словообразующим суффиксом.

Глагол одевать производен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования – суффикс ‑ва –.

Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз‑деть , пере‑одеть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем ‑де – и приставкой о –.

Таким образом, словоформа одевание имеет окончание ‑е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс ‑ни [й’ ]– со значением абстрактного действия, суффикс ‑ва – со значением несовершенного вида, приставку о – и связанный корень ‑де –. Основа слова одеваний –.

Образец письменного оформления :

При письменном разборе словообразовательная цепочка может быть убрана в скобки. В несложных случаях процедуру можно провести устно и зафиксировать только результат – записать слово с выделенными в нём морфемами.