Пунктуация. Знаки препинания в осложненном простом предложении: в предложении с однородными членами, вводными словами, обращениями.
Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:
1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями, обращениями
1) ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);
Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).
2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:
если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);
3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:
запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),
Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).
если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).
4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),
5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и , хотя и ...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.
2) ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
- вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),
если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умеет готовить, с другой - она хочет этому научиться.).
знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:
[О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
[о, о, о - вв. ел., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.
Некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:
является вводным словом | не является вводным словом |
| |
наконец | - указывает связь мыслей, порядок изложения - дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!) | - равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего | |
в конце концов | - та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!) | - (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.) | |
однако | - стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!) | - стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.) Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой | |
конечно | - обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.) | - может выступать в роли частицы (Я конечно б сходил туда...) | |
значит | - если равно по значению словам следовательно, стало быть ( Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.) | - если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает) (Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.) | |
вообще | - если равно по значению сочетанию вообще говоря (Вообще, это очень интересно) | - в других значениях (Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати) | |
главным образом | - если равно по значению сочетанию самое главное ( Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.) | - если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего (Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.) | |
во всяком случае | - если имеет ограничительно-оценочное значение ( Я, во всяком случае, этого не говорил.) | - если имеет значение при любых обстоятельствах ([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.) | |
в свою очередь | - если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места). | - если употреблено в значении, близком к прямому («А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.) |
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно выделяется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
Вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
Тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);
Скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...
3) ОБРАЩЕНИЯ
обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),
иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),
частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),
между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),
если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).
Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочиненном предложении, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях. Случаи отстутствия запятой в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.
1.Пунктуация
Термин пунктуация произошёл от латинского слова punctum – точка. Термин пунктуация имеет два значения: 1) раздел языкознания, описывающий правила расстановки знаков препинания в письменной речи; 2) система знаков препинания.
Знаки препинания имеют несколько функций: 1)отделительную: они отделяют одно предложение от другого, благодаря чему лучше воспринимается текст; 2)смысловую: помогают выразить нюансы смысла, например, значения причины, последовательности действий, противопоставления, пояснения, уточнения; 3)выделительную: выделяют слова, передающие компоненты смысла, выражаемые в устной речи интонацией, например, обращения, междометия, вводные слова, вставные конструкции; 4)разделительную: разделяют однородные члены предложения в простом предложении и части сложного предложения.
Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском языке: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, скобки.
2.Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочиненном предложении, сложноподчиненным и бессоюзном предложениях.
Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания: 1) Запятая ставится перед сочинительными союзами, одиночными или повторяющимися(и, да(=и), и…и…, не только… но и, а, но, да (=но), то есть, а именно); 2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей; 3)Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий.
Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания: 1)Запятая ставится перед подчинительными союзами (когда, пока, едва, лишь, в то время как, так как, потому что, если бы, раз, чтобы, для того чтобы, хотя, несмотря на то что) и в предложениях с несколькими придаточными между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами; 2)Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей; 3)Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной (Когда есть любовь – праздник в душе); 4)Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них (Когда на улице непогода, когда свирепствует сильный ветер, когда идёт злой, хлёсткий дождь, - остаться дома – уже большое счастье).
В бессоюзных сложных предложениях знаки препинания ставятся на границе предложений, соединённых бессоюзной связью. Поскольку в них нет союзов, то нюансы значения выражаются с помощью интонации, а в письменной речи — пунктуацией.
В бессоюзных сложных предложениях могут использоваться знаки препинания: 1)Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности; 2)Точка с запятой - если части бессоюзного предложения распространены или если внутри них уже есть запятые (Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих); 3)Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1. пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой,
2. причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, 3. изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению (Мать знала: дети вернутся поздно = Мать знала, что дети вернутся поздно); 4)Употребление тире в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1. сопоставления или противопоставления, если во второй части содержится информация, сопоставляемая или противопоставляемая информации в первой части, 2. результата, следствия, если вторая часть содержит информацию о результате, следствии того, о чём говорилось в первой части, 3.времени или условия, если в первой части определено время или условие того, о чём говорится во второй части, 4.сравнения, когда во второй части даётся сравнение с тем, о чём говорится в первой части, такие предложения синонимичны предложениям со сравнительными оборотами с союзами как, будто, словно, точно, 5.тире также ставится в предложениях, в которых вторая часть начинается словами: это, так, такой, только.
3.Случаи отсутствия запятой в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях
Знаки препинания в сложносочиненном не ставятся: 1)Если есть общий член предложения (Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме); 2)Если есть вводное слово, общее для частей (К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара); 3)Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть (Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать); 4)Если части сложносочинённого предложения являются: вопросительными предложениями(Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?), побудительными предложениями(Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!), восклицательными предложениями(Как у вас хорошо и как мне всё нравится!), назывными предложениями(Жара и духота. Холод и дождь), безличными предложениями(Жарко и душно. Холодно и дождливо).
Знаки препинания в сложноподчиненном не ставятся: 1)между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо; 2)перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не; 3)перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли(Он позвонит нам либо когда объявят посадку в самолёт2, либо когда они уже доберутся до места); 4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова(Он обиделся на нас, но не сказал почему).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Связь культуры речи с другими науками.
- Различие понятий «культура речи» и «культура языка», «культура речи» и «правильность речи».
- Язык и речь. Основные функции языка.
- Общение и речевая деятельность. Законы речевой деятельности.
- Коммуникативные качества речи.
- Язык литературный и нелитературные варианты языка.
- Норма. Виды норм.
- Орфоэпическая и акцентологическая нормы русского языка. Особенности русского ударения.
- Лексическая норма русского языка. Виды речевых ошибок.
- Морфологические нормы русского языка. Употребление аббревиатур, род аббревиатур. Склонение фамилий. Образование степеней сравнения имен прилагательных.
- Ошибки в употреблении местоимения
- Ошибки в употреблении глагола
- Ошибки в употреблении причастия и деепричастия
- Ошибки в употреблении предлогов
- Образование степеней сравнения имен прилагательных
- Морфологические нормы русского языка. Имя числительное. Склонение имен числительных. Употребление местоимений.
- Определительные местоимения
- Местоимение любой имеет особое значение «какой угодно на выбор», например: выбирайте любую книгу, справиться в любом почтовом отделении, перенести заседание на любой другой день.
- Неопределенные местоимения
- Синтаксические нормы русского языка. Нормы управления. Нормы согласования: согласование определения с определяемым словом, согласование подлежащего со сказуемым.
- Правописание безударных гласных в корне
- Правописание корней с чередованием гласных Корни с чередующимися гласными а/о
- 1. Зависимость от ударения
- 2. Зависимость от конечных согласных корня
- 3. Зависимость от наличия суффикса -а-
- 4. Зависимость от значения
- Корни с чередующимися гласными и/е
- Чередование a(я)/им(ин)
- Употребление буквы э
- Важно!!!
- Орфографические нормы русского языка. Правписание н и нн в разных частях речи. Правописание н и нн в существительных
- 1. Нн пишется:
- Правописание н и нн в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
- 1. Нн пишется:
- Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях
- Правописание н-нн в суффиксах наречий
- Орфографические нормы русского языка. Правписание суффиксов причастий.
- Пунктуация. Знаки препинания в осложненном простом предложении: в предложении с однородными членами, вводными словами, обращениями.
- Кодификация норм. Словари. Виды словарей.
- Научный стиль: сфера применения, экстралингвистические черты, лингвистические особенности.
- Подстили научного стиля.
- Жанры научного стиля. Реферат, рецензия, аннотация, конспект, тезисы, план. Оформление цитат и сносок.
- Курсовая работа: структура и языковые особенности. Оформление титутльного листа, Введения, Библиографического списка, цитат и сносок.
- Официально-деловой стиль: сфера употребления, экстралингвистические черты, лингвистические особенности.
- Правила оформления документов: расписка, заявление, доверенность, резюме, автобиография, резюме.
- Образцов Сергей Владимирович
- Деловое письмо: структура, лингвистические особенности. Реквизиты.
- Деловая беседа, виды. Структура деловой беседы.
- Телефонный разговор.
- Деловое общение: ивды вопросов, способы ответа на них.
- Эффективность речевого взаимодействия. Максимы Грайса.
- Жанры устной деловой речи, их структура и языковые особенности.
- Публицистический стиль: сфера употребления, лингвистические особенности, жанры. Очерк и его виды. Рецензия.
- Использование изобразительно-выразительных средств в публицистике.
- Ораторская речь. Структура. Требования, предъявляемые к ораторской речи.
- Этапы подготовки ораторской речи.
- Аргументы. Виды аргументов.
- Спор, диспут, дискуссия, полемика. Культура спора.
- Спор. Виды споров. Корректные и некорректные уловки в споре.
- Русский речевой этикет, его особенности.