logo
Voprosy_k_zachetu_po_KR

Связь культуры речи с другими науками.

Учение о  культуре   речи  тесно связано  с   другими   науками  - лингвистическими и нелингвистическими.

Среди лингвистических  наук  - это прежде всего курс современного русского языка, являющийся базой для синхронного изучения норм литературного языка на всех его уровнях. Опираясь на сведения данного курса,  культура   речи  имеет дело с системой орфоэпических, акцентологических, грамматических и  других  норм, с их вариантностью, соблюдением, колебаниями и нарушениями в речи , с условиями, поддерживающими и ослабляющими эту систему. Одна из задач  культуры  речи  - научить дифференцировать языковые единицы в зависимости от их соответствия / несоответствия нормам литературного языка.

Очевидна  связь   культуры   речи  с лексикологией и семасиологией. Такие коммуникативные качества  речи , как точность и логичность, не могут реализоваться без последовательного описания лексических значений слов, их соотнесенности «с миром вещей и миром идей» (Б.Н. Головин). Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с точностью и логичностью  речи.

Показывать исторические изменения тех или иных способов языкового выражения, тенденции их развития помогают историческая грамматика и история русского литературного языка.

Диалектология предлагает носителям языка широкий выбор разнообразных средств языкового выражения из многочисленных говоров, из неисчерпаемых источников народной  речи.

Особенно тесное взаимодействие  культуры   речи  с лексикографией. Создан ряд ортологических, специальных словарей и пособий по культурноречевой проблематике.

Тесная взаимосвязь существует между  культурой   речи  и стилистикой. В отличие от  других лингвистических  наук , изучающих строй языка,  культура   речи  и стилистика изучают функционирование языковых средств, дают оценку качественной стороны их употребления в речи.

Стилистика, определяя целесообразность употребления языковых элементов в той или иной сфере общения в соответствии с темой высказывания, ситуацией и целью общения, опирается на нормы литературного языка.  Культура   речи , в свою очередь, определяя нормы литературного языка, опирается на функциональную стилистику, учитывая закономерности функционирования языковых средств в различных стилях.  Культура   речи , таким образом, предполагает владение функциональными стилями. По справедливому замечанию Б.Н. Головина, « культуры   речи  нет без умения пользоваться стилями языка и создавать и пересоздавать стили  речи ».

На функционально-стилевую дифференциацию языка, характеристику функциональных стилей опирается системное описание коммуникативных качеств  речи . Закономерности отбора и организации языковых средств в каждом стиле, оказывают воздействие на коммуникативные качества, создают их стилевые варианты. Сравни, например, точность  речи  в официально-деловом стиле (здесь она предполагает семантическую однозначность, абсолютное исключение разночтений) и точность художественной  речи , понимаемую прежде всего как верность образу и определяемую в первую очередь целевой установкой автора на создание образа. Одними стилями речевые качества (к примеру, точность, логичность или выразительность) поддерживаются, усиливаются, культивируются, другими  - ослабляются, размываются.

В лингвистике популярной стала мысль о том, что  культура   речи  шире и глубже стилистики, она включает в себя стилистику, но:

  1. в аксиологическом аспекте, в плане удовлетворения той или иной речью  речестилистических критериев;

2) оценивает саму «стилистическую правильность», внешнюю речестилистическую целесообразность с позиции оценки качества содержания данного речевого произведения (поступка) и качества коммуникативных намерений участников общения,

3) предмет  культуры   речи  шире: он включает речевые виды и разновидности, непосредственно не входящие в сферу стилистики (слухи и сплетни как речедеятельностные разновидности, этико-деловая характеристика речевой деятельности в ситуациях обиходно-деловой жизни и др.).

Таким образом, задачи  культуры   речи  и стилистики пересекаются, однако не совпадают полностью. Каждая из указанных дисциплин имеет свою специфику, свой предмет изучения.

Культура   речи  связана также с рядом нелингвистических дисциплин: социологией, психологией, логикой, этикой и эстетикой, литературоведением, педагогикой и др.