Коммуникативные качества речи.
Коммуникативные качества речи.
1. Коммуникативные качества речи подразделяются на 3 ступени:
1) Правильная речь
2) Коммуникативно-целесообразная речь, в которую входят 7 качеств (богатство, выразительность, чистота и тд)
3) Действенная речь
Богатая речь– это речь, в которой запас слов, моделей словосочетаний и предложений, находящихся в активном словаре гораздо бОльший, чем в обычном наборе. Он используется для незатруднительного и целесообразного общения.
Языковая игра– намеренное отступление от нормы.
Выразительность– это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает интерес слушателей. Работает интонация, логическое ударение, пауза, темп, тембр речи, сила голоса, дикция, образность, использование выразительных средств).
Чистота речи– речь, без чуждых литературному языку слов и выражений.
Варваризмы– слова и выражения, которые вышли из ин. Языков, но не вошли в данный язык.
Точная речь– речь, в которой слова строго соответствуют обозначимым предметам, явлениям действительности и замыслом говорящего (или пишущего).
Логичная речь– речь, в которой слова и фразы в одном высказывании или в целом тексте не противоречат в смысловом отношении друг другу, законам логики, законам мышления.
Доступность– понятность речи адресату.
Уместность речи– речь должна соответствовать обстановке общения.
Действенная речь– результативная речь.
Устная и письменная речь как формы русского литературного языка.
Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания "Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него". С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/. Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}. Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов , контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
Письменная речь.
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи. Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи. Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности: Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом. Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста. Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
- Связь культуры речи с другими науками.
- Различие понятий «культура речи» и «культура языка», «культура речи» и «правильность речи».
- Язык и речь. Основные функции языка.
- Общение и речевая деятельность. Законы речевой деятельности.
- Коммуникативные качества речи.
- Язык литературный и нелитературные варианты языка.
- Норма. Виды норм.
- Орфоэпическая и акцентологическая нормы русского языка. Особенности русского ударения.
- Лексическая норма русского языка. Виды речевых ошибок.
- Морфологические нормы русского языка. Употребление аббревиатур, род аббревиатур. Склонение фамилий. Образование степеней сравнения имен прилагательных.
- Ошибки в употреблении местоимения
- Ошибки в употреблении глагола
- Ошибки в употреблении причастия и деепричастия
- Ошибки в употреблении предлогов
- Образование степеней сравнения имен прилагательных
- Морфологические нормы русского языка. Имя числительное. Склонение имен числительных. Употребление местоимений.
- Определительные местоимения
- Местоимение любой имеет особое значение «какой угодно на выбор», например: выбирайте любую книгу, справиться в любом почтовом отделении, перенести заседание на любой другой день.
- Неопределенные местоимения
- Синтаксические нормы русского языка. Нормы управления. Нормы согласования: согласование определения с определяемым словом, согласование подлежащего со сказуемым.
- Правописание безударных гласных в корне
- Правописание корней с чередованием гласных Корни с чередующимися гласными а/о
- 1. Зависимость от ударения
- 2. Зависимость от конечных согласных корня
- 3. Зависимость от наличия суффикса -а-
- 4. Зависимость от значения
- Корни с чередующимися гласными и/е
- Чередование a(я)/им(ин)
- Употребление буквы э
- Важно!!!
- Орфографические нормы русского языка. Правписание н и нн в разных частях речи. Правописание н и нн в существительных
- 1. Нн пишется:
- Правописание н и нн в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
- 1. Нн пишется:
- Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях
- Правописание н-нн в суффиксах наречий
- Орфографические нормы русского языка. Правписание суффиксов причастий.
- Пунктуация. Знаки препинания в осложненном простом предложении: в предложении с однородными членами, вводными словами, обращениями.
- Кодификация норм. Словари. Виды словарей.
- Научный стиль: сфера применения, экстралингвистические черты, лингвистические особенности.
- Подстили научного стиля.
- Жанры научного стиля. Реферат, рецензия, аннотация, конспект, тезисы, план. Оформление цитат и сносок.
- Курсовая работа: структура и языковые особенности. Оформление титутльного листа, Введения, Библиографического списка, цитат и сносок.
- Официально-деловой стиль: сфера употребления, экстралингвистические черты, лингвистические особенности.
- Правила оформления документов: расписка, заявление, доверенность, резюме, автобиография, резюме.
- Образцов Сергей Владимирович
- Деловое письмо: структура, лингвистические особенности. Реквизиты.
- Деловая беседа, виды. Структура деловой беседы.
- Телефонный разговор.
- Деловое общение: ивды вопросов, способы ответа на них.
- Эффективность речевого взаимодействия. Максимы Грайса.
- Жанры устной деловой речи, их структура и языковые особенности.
- Публицистический стиль: сфера употребления, лингвистические особенности, жанры. Очерк и его виды. Рецензия.
- Использование изобразительно-выразительных средств в публицистике.
- Ораторская речь. Структура. Требования, предъявляемые к ораторской речи.
- Этапы подготовки ораторской речи.
- Аргументы. Виды аргументов.
- Спор, диспут, дискуссия, полемика. Культура спора.
- Спор. Виды споров. Корректные и некорректные уловки в споре.
- Русский речевой этикет, его особенности.