logo
Межличностные коммуникации

Продуктивный и непродуктивный стили межличностного делового общения.

Продуктивный стиль общения - управляемое средство деловой коммуникации, обеспечивающее продуктивность коммуникативной деятельности.

В основу различения этих двух стратегий контакта может быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству».

Продуктивный стиль общения конституирует отношение к партнеру как к ценности. В этом отношении можно выделить моральную и психологическую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого человека в качестве свободного, ответственного, имеющего право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к совместному решению возникающих проблем, в готовности понять другого, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. Отношения строятся на партнерстве, содружестве.

Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к орудию достижения своих целей. Подобная установка базируется на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительности. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцентризме — непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В поведенческом плане — это опора на однонаправленность воздействия, использование стандартных приемов. Отношения строятся на доминировании, манипуляции и соперничестве.

Большинство случаев взаимодействия людей между собой находится между описанными полюсами. В чистом виде объектное отношение проявляется нечасто.

Основные критерии продуктивности межличностного взаимодействия:

• Характер активности позиции партнеров

• Характер выдвигаемых целей

• По характеру ответственности

• По характеру отношений, возникающих между партнерами