Продуктивный и непродуктивный стили межличностного делового общения.
Продуктивный стиль общения - управляемое средство деловой коммуникации, обеспечивающее продуктивность коммуникативной деятельности.
В основу различения этих двух стратегий контакта может быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству».
Продуктивный стиль общения конституирует отношение к партнеру как к ценности. В этом отношении можно выделить моральную и психологическую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого человека в качестве свободного, ответственного, имеющего право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к совместному решению возникающих проблем, в готовности понять другого, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. Отношения строятся на партнерстве, содружестве.
Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к орудию достижения своих целей. Подобная установка базируется на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительности. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцентризме — непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В поведенческом плане — это опора на однонаправленность воздействия, использование стандартных приемов. Отношения строятся на доминировании, манипуляции и соперничестве.
Большинство случаев взаимодействия людей между собой находится между описанными полюсами. В чистом виде объектное отношение проявляется нечасто.
Основные критерии продуктивности межличностного взаимодействия:
• Характер активности позиции партнеров
• Характер выдвигаемых целей
• По характеру ответственности
• По характеру отношений, возникающих между партнерами
- Межличностные коммуникации Вопросы к зачету
- Понятие межличностной коммуникации.
- Основные парадоксы и патологии межличностной коммуникации.
- Базовые ожидания в межличностном взаимодействии.
- Эффекты межличностного восприятия.
- Особенности и функции неформальной коммуникации.
- Типичные трудности межличностного взаимодействия.
- Продуктивный и непродуктивный стили межличностного делового общения.
- Стили слушания.
- Техники и приемы эффективного слушания.
- Понятие и особенности деловой коммуникации.
- Способы эмоциональной саморегуляции в межличностном деловом взаимодействии.
- Самораскрытие и самопредъявление в межличностной деловой коммуникации.
- Структурные и динамические особенности функционирования профессионального коллектива.
- 15. Принцип эффективности деловых коммуникаций
- 16. Коммуникативные типы деловых партнеров
- 17. Приемы убеждающего воздействия в деловых коммуникациях
- 18. Письменный деловые коммуникации
- 19. Формы деловых коммуникаций
- 20. Этика, этикет и протокол делового общения