logo
Межличностные коммуникации

Эффекты межличностного восприятия.

Восприятие – 1) индивидуальный фильтр, через который проходит любой коммуникативный акт, 2) опосредованный умственный процесс по средствам которого человек придает значение всему, что его окружает.

Восприятие включает 4 стадии:

  1. Регистрация (наблюдение)

Проходит через органы чувств, но фиксируется лишь небольшая часть

  1. Избирательность (селекция)

Механизм резонанса – целевой посыл; механизм защиты; механизм настороженности

  1. Организация

Формирование информации в единое целое по следующим принципам:

Принцип обесценивания – отбрасывает факты, которые имеют альтернативное значение

Усиления – из множества причин человек выбирает наиболее значимую, подкрепленную чем-либо весомым

Систематического убеждения:

- ложное согласие – переоценка типичности собственных мнений и суждений, поведения, выражающаяся в убежденности человека в нормальности своей точки зрения (которая должна быть свойственна всем людям)

- неравные возможности – непризнание и неприятие статусно-ролевой позиции другого человека

- игнорирование ценностей не случившегося – что не случилось может быть важнее того, что произошло

- больше доверие фактам чем суждениям – люди доверяют видимым фактам – одежде, фигуре, манере поведения, а содержание воспринимается позже

- построение ложных корреляций – навешивание ярлыков

4. Интерпретация – для человека важна не сколько сама информация, сколько значение и ценность, которую он туда вкладывает. Успехи люди склонны объяснять внутренними причинами, а неудачи – внешними.

С токи зрения интерпретации выделяется следующая типология личностей:

• Интерналы – вся информация объясняется и интерпретируется исходя из внутреличностных убеждений, причин и факторов

• Экстерналы – интерпретируют и объясняют информация исходя из внешних ситуативных причин и факторов

• Наблюдатели – восприятие не носит целостного характера, занимают пассивную позицию и не предпринимают активных действий (не перерабатывают информацию)

• Деятели – человек, используя жизненный опыт, предпринимает активные действия в развитии ситуации

Любое восприятие носит личный характер и подвержено окружающим факторам

- Объективные факторы: факторы физической среды (жарко, холодно, душно…)

- Социально-культурные факторы

Основные принципы эффективного восприятия:

Ошибки процесса восприятия:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4