Равнодушие
«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - писал А. Чехов. Об этом же говорится в его рассказе «Баран и барышня». Бедная девушка пришла к чиновнику с просьбой о помощи, но по ошибке зашла в другой подъезд. Скучающий чиновник развлекает себя беседой с барышней, подробно расспрашивает о ее жизни, но когда у девушки появляется надежда, что ей помогут, чиновник равнодушно заявляет ей, что она ошиблась.
О равнодушии к близким говорится в повести Владимира Тендрякова «Расплата». Случилось непоправимое: девятиклассник застрелил своего отца, долгое время издевавшегося над матерью мальчика. И только тогда все, кто был рядом, понимают, что ничего не сделали, чтобы помочь подростку: ни словесник, учивший их следовать литературным идеалам, ни одноклассники, знавшие о семейных проблемах мальчика, ни девушка, которую он полюбил, ни даже родная бабушка – никто ему не помог. И мне кажется, что название повести не случайно. Именно об этом говорит учитель: «Это всем нам расплата…»
Я убежден, что все подлые поступки совершаются при нашем попустительстве. Вспомним, к примеру, рассказ Фазиля Искандера «Золото Вильгельма». Молодого историка Заура в электричке провоцируют на драку только потому, что он кавказец, а пассажиры прикрываются газетами, отстраняясь от происходящего.
Когда мы видим, как респектабельный мужчина выгуливает на детской площадке собаку без намордника, а жильцы многоэтажного дома бросают с балконов горящие окурки, когда мы сталкиваемся с хамством в общественном транспорте, магазинах, больнице, мы закрываем на все это глаза. Можно ли обвинять в душевной черствости других, если мы сами равнодушно проходим мимо?
РАДОСТЬ
Егор Полушкин, главный герой романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», говорит своему сыну, что радостной ложкой и пустые щи хлебать весело, а когда Колька не понимает его, поясняет: «Есть для живота веселье, а есть для души». Я думаю, что радость – веселье «для души».
РАСКАЯНИЕ
Каждый из нас может совершить дурной поступок, но только нравственный человек способен к раскаянию. 1) Вспомним, к примеру, повесть Ирины Грековой «Вдовий пароход». Вадим принимал любовь матери как должное, сам же ни во что ее не ставил. Когда же мать тяжело заболела, он бросил работу, чтобы ухаживать за нею. Вадим глубоко сожалеет о своем поведении и о том, что не смог сберечь самого дорогого ему человека.
2)
РЕВНОСТЬ
«Ревность – это одна доля любви и 99 долей самолюбия», - сказал Ларошфуко. Я думаю, что ревность – это проявление собственнического инстинкта и низкой самооценки человека. Любовь нельзя выпросить – ее можно только заслужить. Преодолеть ревность, боязнь одиночества и страх потерять любимого можно только тогда, когда научишься доверять человеку, которого любишь, и если будешь постоянно совершенствоваться, чтобы быть достойным того, кого любишь.
Ревность – проявление собственнического инстинкта, желание безраздельно распоряжаться жизнью другого человека. Арбенин, герой драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад», подозревает свою жену Нину в измене. Его терзают сомнения, в душе его ад: он любит и ненавидит, боится выглядеть смешным и не желает слушать никаких объяснений; мучается, плачет от злобы и стыда и не может простить Нине своих слез. В приступе ревности Арбенин отравил жену. Несмотря на то что он погубил ни в чем не повинную Нину, мне жаль его: он и преступник, и жертва своих страстей.
Ревность – это разрушающее чувство, преодолеть которое очень сложно. Вспомним, к примеру, как изменились отношения Анны Карениной и Вронского, героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Анна ревнует Вронского, и все, что не связано с ней, вызывает у нее жгучую, постепенно принимающую патологические формы ревность. Вронский воспринимает эту ревность болезненно: он любит Анну и не изменяет ей, но желание Карениной поглотить его всего вызывает у Алексея протест, поэтому он пытается доказать Анне свое право заниматься другими делами. Это превращается в постоянную борьбу между ними, борьбу, которая сопровождается сценами, оскорблениями, потом страстными примирениями, но которая при этом медленно убивает само их чувство.
Надо верить тому, кого любишь, - нет высшего доказательства любви. (А.Грин)
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. (Ф.М. Достоевский)
Ревность легковерна, как дитя, и бешена, как дикое животное. (Н.А. Некрасов)
Ревность…свойственна или людям по своей натуре эгоистическим, или людям неразвитым нравственно. Считать ревность необходимою принадлежностью любви – непростительное заблуждение. (В.Г. Белинский)
РЕЧЬ (см. слово)
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром», адресованных молодежи, говорит, что речь больше характеризует человека, чем его внешность или поведение: в языке сказывается интеллигентность человека, его умение мыслить и уважать других.
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает (Н. Буало, франц. поэт, критик)
Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями (А. Моруа, франц. писатель)
РОДИНА (см. любовь к родине, Россия)
Родина – это место, где ты родился и вырос, провел лучшие годы своей жизни, это люди, близкие тебе, и народ, к которому ты чувствуешь свою причастность. Разлуку с родиной тяжело перенести любому человеку, но для истинного художника эмиграция – настоящая трагедия. Проблема отношения к родине человека, вынужденного уехать из страны, является одной из главных в предложенном нашему вниманию тексте.
Творчество Сергея Довлатова пришлось на трудной время: после окончания «оттепели» усилились политические гонения на литературу и искусство. В сложившихся условиях писатель, несмотря на то что он осознавал отъезд из страны величайшим несчастьем своей жизни, считал, что рассказать о родине, «потерявшей, загубившей и отвергнувшей своих лучших сыновей» можно только в эмиграции. Америка признала Довлатова, его публиковали, он стал известен, но родина у него осталась одна: «Матерей не выбирают. Это моя единственная родина».
Позиция автора однозначна: благородный человек не отворачивается от неверных друзей, поэтому от родины не отказываются, даже если она тебя отвергла и предала. Родина – это то, о чем нельзя забыть: «Все, что с нами было, - родина! И все, что было, - останется навсегда…».
Я согласен с точкой зрения автора: благородство – одно из главнейших человеческих качеств. Известно много примеров, когда дети, от которых отказались их матери и которые выросли в детских домах, разыскивают потом своих беспутных родительниц, чтобы поддержать их в старости.
Родину, как и мать, не выбирают. К примеру, И.А. Бунин, уехавший из России после революции 1917 года, до эмиграции часто использовал «зарубежный» материал, но вдали от родной страны почти все свои произведения он пишет о России. В его рассказе «Холодная осень» мы видим не только трагедию войны, разрушающей жизни людей, но и драму человека, потерявшего родину. Героиня долго скиталась за границей, тяжелым трудом зарабатывая на жизнь себе и племяннице умершего мужа, а девочка, единственное близкое существо, стала взрослой и совершенно равнодушной к женщине, вырастившей ее.
Сам Довлатов в книге «Марш одиноких» пишет, что ему пришлось уехать, потому что он писал идейно чуждые рассказы. Он благодарен Америке, принявшей его, он полюбил эту страну, но никогда не забудет, откуда он родом. Именно поэтому свою работу мне хочется завершить словами И.С. Тургенева: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством" (В.Г. Белинский).
Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский)
Защита Родины есть защита и своего достоинства (Н.К. Рерих)
Отечество-пирог – вот идеал, дальше которого не идут нахальные умы. Отечеству надлежит служить, а не жрать его. (М. Салтыков-Щедрин)
Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек. (Д.И. Фонвизин)
РОССИЯ (см. эмиграция)
Мы, россияне, не можем оставаться равнодушными к судьбе своей родины и своего народа. Я совершенно согласен с известным журналистом Вячеславом Костиковым, считающим, что главной целью государственной политики должно быть национальное возрождение. Когда-то Белинский мечтал увидеть Россию во главе образованного мира, но сегодня наша страна по качеству жизни занимает сто пятнадцатое место. Русских называют «нацией Обломовых», совками, азиатами. А мы не бездельники и не дикари! И мы не хоти быть «поколением пепси»! чтобы доказать это, нужно не только ликвидировать бедность в нашей стране, но и устранить дефицит нравственности!
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (И.С. Тургенев)
САМООБРАЗОВАНИЕ (см. образование, познание, самореализация, совершенствование)
В становлении личности человека большую роль играют такие факторы, как наследственность, воспитание, окружение. Однако то, какими мы станем, во многом зависит и от нас самих. Можно привести немало примеров, когда люди всего добивались сами: это и великий М.В. Ломоносов, и ученый-химик Д.И. Менделеев, и писатель Максим Горький.
САТИРА
Недостатки и пороки общества можно обличать, а можно высмеивать. Смех – это мощное оружие, к которому прибегает Михаил Зощенко, мастер сатиры. Основные темы его творчества – самодурство и непрофессионализм чиновников, неустроенный быт и пустота жизни обывателя. В борьбе с бытовыми неурядицами нет места благородству и состраданию, ложь становится нормой: управдом обманывает жильцов, чиновник – посетителей, пациент – врача. Мы смеемся над бескультурьем героев Зощенко, но это смех сквозь слезы.
Смех - действенное оружие, способное заставить измениться подлеца и мошенника. В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь высмеивает не только пороки государственной бюрократической системы, но и человеческую глупость, бездуховность.
- Авторская песня
- Альпинизм
- Архитектура
- Беспризорники
- Бесхозяйственность
- Будущее
- Вандализм
- Вдохновение
- Вежливость (см. Этикет)
- Власть (см. Чиновники)
- Внушение
- Воображение
- Глупость
- Дедовщина
- Добрые поступки
- Долг профессиональный
- Жестокость
- Жизненные силы
- Зависть
- Застенчивость
- Здоровье
- Инвалид
- Критика
- Культура массовая
- Лженаука
- Литература
- Массовая литература
- Любовь к родной природе:
- Любовь к родине:
- Первая любовь:
- Мещанство
- Наркомания
- Научные открытия
- Находчивость
- Национальная идея
- Несчастье
- Обаяние
- Общечеловеческие ценности
- 2) См. Неблагодарность (е. Носов «Домой за матерью»)
- Писатель
- Поведение
- Порядочность
- Поэзия и поэт
- Привычка
- Природа и человек
- Профессионализм
- Профессия
- Психологическое состояние
- Путешествия
- Равнодушие
- Свобода
- Согласие
- Социальное неравенство
- Терроризм
- Трусость
- Цель и средства
- Человек
- Эмиграция
- Язык русский