Социальное неравенство
С давних времен люди мечтали о социальном равенстве. Возможно ли это? Захочет ли сытый, благополучный человек расстаться с тем, что имеет? Герою рассказа Владимира Солоухина «Комбинированный вагон», который не успел приобрести билет в спальный вагон, досталось место в общем вагоне, да и то его заняла старуха. Он устал, ему хочется спать, а попутчики смотрят на него, модно и дорого одетого, с осуждением. К счастью, для него нашлось место в другом вагоне и, выпив пива и засыпая на чистых простынях, он не хочет думать о том, что в этом же составе есть вагон, где люди будут всю ночь сидеть на жестких полках.
Социальное положение родителей не имеет значения для детей. Вспомним рассказ Аркадия Аверченко «Три желудя»: трех мальчишек, несмотря на разницу их происхождения, объединяет крепкая детская дружба. Но дети выросли, и вот уже Мотька, ставший писцом в конторе, отказывается от встречи с друзьями. Мне запомнилось рассуждение автора: только дети и философы не обращают внимания на различия между людьми. Желуди все одинаковые, но из одного дуба сделают кафедру для ученого, из другого – рамку для портрета любимой девушки, а из третьего дубка смастерят виселицу…
СПОР (см. общение)
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что в споре лучше всего проявляется воспитанность человека. Умный спорщик внимательно выслушивает противника, спор ведет вежливо и спокойно, не злорадствует над побежденным в споре и не боится, если необходимо, признать правоту оппонента. Только так можно завоевать уважение окружающих.
СПОРТ
Люди всегда придавали большое значение своему физическому развитию. Еще в Древней Греции одним из самых популярных занятий у греков был спорт, который позволял всегда находиться в хорошей физической форме и в случае войны быть в боевой готовности.
Спортивные соревнования: Самыми древними и главными соревнованиями , как известно, были Олимпийские игры, проводившиеся в честь бога Зевса каждые четыре года. На время игр прекращались все войны, чтобы люди могли попасть на эти состязания.
О необходимости физического развития, которое, как и духовный рост, является способом самосовершенствования, писал Л.Н. Толстой. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность» говорится об увлечении Николая Иртеньева гимнастикой. Спортом занимается Константин Левин, один из героев романа «Анна Каренина», а Каренин в светской беседе говорит, что считает кулачный бой и корриду варварством, но не отрицает того, что спорт имеет большое значение.
СТРАХ
Герой рассказа А.П. Чехова «Страхи» вспоминает, как, возвращаясь ночью домой, он услышал странный, все нарастающий звук и увидел, как из темноты появился огромный предмет, оказавшийся товарным вагоном. Появление ночью вагона без локомотива вызвало страх. Как потом выяснилось, вагон оторвался от поезда и понесся под уклон. Я думаю, что страх возникает тогда, когда неожиданно сталкиваешься с тем, что не поддается объяснению.
Мне кажется, каждому человеку знакомо чувство страха. К примеру, лейтенант Николай Плужников, герой романа Бориса Васильева «В списках не значился», долго не мог забыть липкий, лишающий рассудка страх, который охватил его в первом бою. Поначалу он боялся темноты подвалов, в которой ему мерещились всякие ужасы: крысы, гигантские пауки, скелеты.
Быть рабом страха – самый худший вид рабства. (Бернард Шоу, англ. писатель)
Нет ничего страшнее самого страха (Фрэнсис Бэкон, англ. философ)
СТЫД (см. поступок)
Наверное, каждому человеку приходилось совершать поступки, за которые потом приходилось краснеть. 1) В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Постскриптум». Автор со стыдом вспоминает о том, как когда-то, услышав по репродуктору арию, выдернул вилку из розетки. Много лет спустя он наблюдает, как ведут себя на концерте симфонической музыки отдыхающие, и ему хочется попросить прощения у артистов и у той великой певицы, чей голос звучал в репродукторе.
Мне кажется, если человеку бывает стыдно за свой поступок, это значит, что он уже наказал себя. Так, к примеру, Лена Бессольцева, героиня повести В. Железникова «Чучело» признается дедушке, что не защитила его, когда одноклассники смеялись над ним и называли Заплаточником, стыдилась его, пряталась, встретив на улице. Она чувствует себя предательницей, и ей горько и стыдно за свое поведение.
СУДЬБА
Характер – это и есть судьба. (М. Плисецкая)
СУМАСШЕДШИЙ
Герой рассказа Фазиля Искандера «Мой дядя самых честных правил…» вспоминает о своем душевнобольном дяде. Мальчишке доставляло удовольствие его дразнить. Став взрослым, он вспоминает, как счастлив был дядя, когда пел свои романсы без слов. Он понимает, что его сумасшедший родственник был очень добрым, верным, способным на глубокие чувства.
СЧАСТЬЕ
В своей последней книге, которая называется «Что такое счастье?», Сергей Михалков дает ответ на этот непростой вопрос: «Счастье – это не разочаровываться в том, что ты делал».
Счастье часто появляется, а люди его не замечают и лишь спустя какое-то время понимают, что были счастливы. Герой рассказа Василия Белова «Бобришный угор» считает, что счастье заключается в простых вещах: усталости от ходьбы, ломте ржаного хлеба, запахе травы. Только приходишь к этому не сразу: свист рябчика не понять, пока не устанешь от телефонных звонков, не понять красоты букета полевых цветов, пока не надоест покупать мимозы без запаха, а прелести ходьбы по лесным тропинкам не поймешь, пока не налетаешься на самолетах.
Счастье – понимание того, что ты кому-то нужен. Вспомним, к примеру, повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». Воспитательница Регина Петровна устроила братьям Кузьменышам, детдомовцам, которые не помнили своего дня рождения, настоящий праздник с пирогами и подарками. Никогда ничего подобного с ними не происходило: было и грустно, и тепло, душевно. Это было счастье!
На меня большое впечатление произвела повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Все, что происходило с Марией до войны, - это счастье: любимая семья, работа, новый дом. Каратели сожгли хутор, повесили ее сына и мужа, угнали всех жителей. Беременная женщина осталась одна на пепелище: «Я не могу так жить… Разве можно так жить?» И все же Мария нашла в себе силы не только выжить, но и сохранить в себе веру, душевное тепло, человеческое достоинство. Она не обагрила свои руки кровью немецкого солдата, приютила семерых детдомовских детишек, родила сына. Я уверен, что Мария снова обретет свое счастье.
Люди по-разному отвечают на вопрос: «Что такое счастье?» У каждого свое понимание счастья: острые ощущения, власть, богатство, любовь. Я же согласен с великим Л.Н. Толстым: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Счастье люди понимают по-разному. Виктор Астафьев в своей лирической миниатюре «Счастье» вспоминает, как он, бывший детдомовец, стоял на северном ветру в легком пальто и с замиранием сердца смотрел на киноафишу, мечтая только об одном: найти рубль, чтобы купить билет в кино. То, что с ним произошло, было похоже на чудо! Это было огромное счастье: он нашел скомканный рубль и смог посмотреть замечательный фильм «Большой вальс». Эти воспоминания автор пронес через войну и сохранил на всю жизнь.
Счастье и несчастье всегда вместе. У Людмилы Улицкой есть рассказ «Счастливые» о пожилой семейной паре, потерявшей своего позднего ребенка. Каждое воскресенье муж и жена отправляются на кладбище, привозят цветы, прибирают могилу. Смерть ребенка для них большая трагедия, но мне кажется, что рассказ не случайно так назван: они живут воспоминаниями о сыне, несчастье их объединило.
«Счастье как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть», - говорил И.С. Тургенев. Так же рассуждает и доктор Бомгард, герой рассказа Михаила Булгакова «Морфий». Для него главными ценностями являются мир и покой в доме и в душе человека. Он счастлив тем, что может читать, думать, общаться с достойными людьми, расти профессионально. Жизнь прекрасна, и от самого человека зависит, сумеет ли он быть счастливым.
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что счастливый человек – это тот, кто имеет привязанности, любит что-то значительное, умеет жертвовать собою ради любимого дела и своих близких. Люди, не имеющие всего этого, несчастны, их жизнь скучна.
.. счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе.
.. в жизни есть определенный уровень счастья, а задача каждого человека – повышать этот уровень не только в своей жизни, но и у окружающих.
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека. (поэт Э. Асадов)
Каждый человек стремится быть счастливым, но, к сожалению, не всем это удается. Можно говорит о стечении обстоятельств, о невезении. А можно сказать словами Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно. (И.А. Бунин)
"Нет счастья в бездействии…" (Ф.М. Достоевский).
ТАКТИЧНОСТЬ (см. этикет)
Тактичность – это чувство меры, необходимое в личных и служебных отношениях. Тактичный человек никогда не подчеркивает своего превосходства, не навязывает своего мнения, никогда не заговорит о происшедшем трагическом событии, чтобы не вызвать у людей тяжелых воспоминаний, в общении с людьми, имеющими какой-то телесный недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить, не читает чужих писем, не подслушивает, не поставит другого человека в неловкое положение. К примеру, А.П. Чехов в письме к брату писал, что хорошее воспитание заключается не в том, чтобы не пролить соуса на скатерть, а в том, что ты не заметить, если это сделает кто-нибудь другой.
Мы все зависим друг от друга, и каждое наше слово в ком-то находит отклик. Нужно быть внимательными и чуткими к тем, кто нас окружает, щадить самолюбие и достоинство других людей, быть терпимыми к недостаткам других и чувствовать свою ответственность за все, что мы говорим и делаем. В качестве примера можно привести кинофильм « Чужие письма». Школьница Зиночка, прочитав тайком чужие письма, не понимает, что совершила дурной поступок. Она гордится тем, что говорит людям правду в лицо. Но правда без добра, без понимания других людей, бесчеловечна и безнравственна.
ТАЛАНТ
Талант – это необыкновенный дар, однако он требует полной самоотдачи. Если думать о себе и своем благополучии, талант никогда не раскроется в полную силу. Вспомним, к примеру, рассказ А.П. Чехова «Открытие». Статский советник Бахромкин вдруг обнаружил у себя способность к рисованию. Он начинает представлять, что стало бы с ним, если бы он открыл в себе талант в молодости, видит себя живущим в бедности и, уже засыпая, радуется, что этого не случилось.
Талант – это необыкновенный дар, однако нужно уметь им распоряжаться. Владимир Солоухин в рассказе «Золотое зерно» восторженно отзывается о великом русском певце Иване Семеновиче Козловском, который правильно понял задачу хранителя драгоценного дара - удивительного голоса, поэтому смолоду развивал свой талант: совершенствовался, воспитывал в себе музыкальный вкус.
Талант – это уникальное явление. «Я не сумасшедший, только ум мой не такой, как у вас», - говорил Диоген. К сожалению, истории известно немало примеров, когда великие творения сначала не принимают, а затем восхищаются ими. Я думаю, это можно объяснить тем, что новое всегда является отступлением от того, к чему все привыкли.
В своей лирической миниатюре «Все о тебе» Виктор Астафьев с восхищением говорит о певице Елене Образцовой, которая, несмотря на огромный талант, много времени уделяет репетициям. Автор убежден, что лицо страны – это не полураздетые и слабоголосые певцы, не сходящие с экранов телевизоров, а труженики, подобные Елене Образцовой.
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что талантливый человек, как правило, талантлив и в других областях науки или искусства. К примеру, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского, а Пушкин и Лермонтов были художниками.
Талант – это прежде всего труд (А.П. Чехов )
Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)
Чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнаженной совестью нации», знать потребности и боль своего народа, безошибочно угадывать правду и не писать ничего, кроме правды (Е. Винокуров о С. Есенине)
Гений враждебен не толпе, а посредственности. (С. Довлатов)
ТВОРЧЕСТВО (см. музыка, пейзаж, поэзия)
В повести Константина Паустовского «Золотая роза» есть история отставного солдата Жана Шамета, работавшего в Париже мусорщиком. Долгие годы он подметал пыль в ювелирных мастерских, пока из крупинок золота получился небольшой слиток, из которого выковали золотую розу. Эта роза – символ писательского творчества: много придется просеять пыли, чтобы получилось что-то стоящее.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. (Б.Пастернак)
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда. (Анна Ахматова)
Все мои поэтические переживания происходят из двух родников: детства и любви. (М.Пришвин)
Творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творчество в науке связано с установлением новых фактов, выявлением новых законов и принципов связи вещей и явлений.
ТЕАТР
Театр не только служит местом для отдыха, прекрасного времяпрепровождения, но и оказывает огромное влияние на формирование личности человека, его духовных ценностей. Посещение театра - храма искусства - дарит человеку радость открытия. Известный актер и режиссер Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал, что ему приходилось сотни раз играть в пьесах Чехова одну и ту же роль, но в каждом спектакле в его душе возникали новые ощущения, а в самом произведении он видел те нюансы, которые раньше не замечал.
1) «Любите ли вы Театр так, как я люблю его?» - говорил Белинский. Театр – не просто зрелище, когда одни люди развлекают других и для этого переодеваются, гримируются, заучивают текст роли, а другие сидят в зрительном зале и отдыхают. Он выполняет очень серьезные задачи: помогает осмыслить те или иные события настоящего или прошлого, воспитывает человека, приобщает его к красоте, обогащает духовный мир человека. Артисты не просто играют на сцене, а дарят зрителю свое вдохновение, свои мечты, идеалы.
2) «Весь мир – театр», - эти слова принадлежат великому Шекспиру. Действительно, между жизнью и театром существуют крепкие связи, а важнейшей задачей театра является отображение реальных событий жизни, но и их осмысление. В театре чувствуешь себя сопричастным к жизни других людей, словно перевоплощаешься, пусть и ненадолго, в другого человека.
Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. (Н. В. Гоголь)
Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. (В. Маяковский)
- Авторская песня
- Альпинизм
- Архитектура
- Беспризорники
- Бесхозяйственность
- Будущее
- Вандализм
- Вдохновение
- Вежливость (см. Этикет)
- Власть (см. Чиновники)
- Внушение
- Воображение
- Глупость
- Дедовщина
- Добрые поступки
- Долг профессиональный
- Жестокость
- Жизненные силы
- Зависть
- Застенчивость
- Здоровье
- Инвалид
- Критика
- Культура массовая
- Лженаука
- Литература
- Массовая литература
- Любовь к родной природе:
- Любовь к родине:
- Первая любовь:
- Мещанство
- Наркомания
- Научные открытия
- Находчивость
- Национальная идея
- Несчастье
- Обаяние
- Общечеловеческие ценности
- 2) См. Неблагодарность (е. Носов «Домой за матерью»)
- Писатель
- Поведение
- Порядочность
- Поэзия и поэт
- Привычка
- Природа и человек
- Профессионализм
- Профессия
- Психологическое состояние
- Путешествия
- Равнодушие
- Свобода
- Согласие
- Социальное неравенство
- Терроризм
- Трусость
- Цель и средства
- Человек
- Эмиграция
- Язык русский