Внушение
Как известно, сила внушения очень велика. Так, к примеру, помещик Нилов, герой рассказа А.П. Чехова «Волк», наслушавшись охотничьих историй о неминуемой гибели заболевших бешенством, после укуса волка неимоверно страдает и близок к самоубийству. Доктор сумел убедить его в том, что ничего страшного не произошло, и Нилов ему поверил и стал прежним весельчаком и здоровяком.
ВОДА (см. память)
Почти три четверти поверхности Земли покрыты водой. Многие века люди восхищались дарами подводного мира – жемчугом и губками, но вплоть до ХХ века этот мир оставался почти неизученным. Вода – огромное богатство, подаренное человечеству, без нее невозможна жизнь на Земле, и поэтому каждый в ответе за экологическое состояние воды.
ВОЙНА
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал, что любая война есть убийство и самый худший грех. Осуждение войны – главная тема рассказа В. Гаршина «Четыре дня». Герой участвует в бою, не отдавая себе ясного отчета в происходящем. Будучи тяжело раненным, он остается на опустевшем поле битвы один рядом с убитым им турком. Вспоминая эпизоды, герой не может понять, за что он убил турка, и приходит к выводу, что война не нужна никому.
Война меняет человека. Вспомним, к примеру, рассказ Григория Бакланова «Нездешний». Павел, журналист, вернувшийся в отпуск из горячих точек в Москву, встречается со старыми друзьями и родственниками. Он смотрит на все другими глазами, чувствует себя постаревшим на много лет, а возвращается после отпуска в Чечню, по словам коллеги-оператора, «будто контуженый». Мне кажется, что никогда уже Павел не станет прежним, так и останется «нездешним».
Война изменяет привычные условия жизни, и это не может не сказаться на внутреннем мире человека. Если бы не война, Андрей Гуськов, герой повести Валентина Распутина «Живи и помни», прожил бы достойную жизнь: он был трудолюбивым, непьющим, женился на сироте и не бросил ее, когда узнал, что у них не будет детей. Он воевал три года, солдаты ценили его за силу и считали надежным товарищем. После госпиталя Андрея должны были сразу отправить на фронт, но Андрей не может не побывать дома. Так он становится дезертиром: не потому, что был трусом, а потому, что так сложились обстоятельства, и потому, что нет у него нравственного стержня, который делает человека хозяином своих поступков. Война для Гуськова не всенародное горе, а источник личной беды.
Война – тяжелое испытание для всего народа. Самое страшное на войне заключается в том, что человек привыкает к смерти и к тому, что человеческая жизнь обесценивается. Мне запомнился эпизод из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лейтенант Керженцев смотрит на убитого бойца, к губе которого прилип окурок. Эта картина была страшнее разрушенных городов и оторванных ног. Смерть всегда трагедия. Как можно смириться с тем, что минуту назад, желания, была жизнь – и вдруг ничего! В этом, на мой взгляд, состоит трагедия войны!
Война проверяет людей на прочность, все время заставляя делать нравственный выбор. (см. нравственный выбор)
Война, несмотря на жестокость, учит людей доброте. Андрей, герой повести А. Приставкина «Солдат и мальчик», до войны был равнодушен к тетке, но, попав в родной город, Андрей мечтает о встрече с родственницей, заменившей ему когда-то мать.
В своей книге «Летят мои кони…» Борис Васильев написал, что война – это «обугленный листок биографии», потому что она лишила его поколение юности: будучи совсем молодыми, они вынуждены были взять на себя ответственность за чужие жизни.
Война и дети: Дети войны – детдомовцы из повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». В них перемешано и хорошее, и плохое. Они слишком рано узнали изнанку жизни, столкнулись с жестокостью. Дети войны – это рано повзрослевший Петрушка, похожий на рассудительного старика, из рассказа А. Платонова «Возвращение» и дети-сироты, пережившие голод, бомбежки, смерть воспитателей и своих товарищей, из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Это и моя бабушка, которая рассказывала мне, как немецкие самолеты сбрасывали бомбы на женщин и детей, а ее мама, моя прабабушка, закрывала детей своим телом. Война – это суровое испытание для всего народа, но особенно тяжело пришлось детям, потому что война лишила их детства.
Война и женщина (см. женщина): 1) Старшина Васков из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», отчитывая девчонок-зенитчиц, говорит, что на войне нет женщин и все «в среднем роде ходить должны». Однако он жалеет Женю, впервые убившую немца, понимая, что женщина по природе своей мать и потому не может убивать.
2) Война – это суровое испытание для всего народа, и очень важно для человека не ожесточиться. Особенно тяжело приходится женщинам, потому что они тоньше и ранимее мужчин. Вспомним, к примеру, эссе Юрия Бондарева «Женственность». Радистка Верочка, нежная и хрупкая, в которую были влюблены все бойцы, смертельно ранила пленного немца. С тех пор общая влюбленность в нее сменилась чувством брезгливой жалости: выстрелом в немца Верочка убила в себе женственность.
3) Я считаю, что женщина должна оставаться женщиной при любых обстоятельствах.Вспомним, к примеру, героиню повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Женю Комелькову – умную, красивую, веселую и очень женственную. Несмотря на многочисленные выговоры, она носит шелковое белье. Даже фашисты, смертельно ранив Женю, долго не могли оторвать глаз от ее гордого и прекрасного лица.
Война и искусство: 1) Красота (=искусство) вечна. Особую роль она играет в трудное для людей время. В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Как лечили богиню». В освобожденной от фашистов польской усадьбе рядовой ремонтирует скульптуру богини, пострадавшую при обстреле. Над ним смеялись, а он только качал головой, то ли осуждая, то ли сочувствуя. Потом к нему присоединился хромой поляк, и они вели долгие разговоры об искусстве. Во время артобстрела они были убиты, советский солдат и польский гражданин, пытавшиеся исцелить красоту.
Война и литература: 1) Война тяжелое время для всего народа. Изменяются привычные условия жизни, но общечеловеческие ценности все равно сохраняются. Вспомним, к примеру, героев повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лейтенант Керженцев, до войны увлекавшийся искусством, литературой, с сожалением отмечает, что, вместо того чтобы любоваться красотой пейзажа, думает, где бы разместить пулемет. Однако, когда у него появляется возможность, он сидит в библиотеке до самого закрытия. Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном. Я считаю, что это не бегство от войны, а естественная потребность человека в том, что облагораживает его душу.
2) Не расстается с книгой героиня повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Соня Гурвич. В ожидании боя она читает стихи Блока. Эту книгу подарил ей однокурсник, ушедший добровольцем на фронт. Наверное, она дорога ей как память, но мне кажется, что в стихах великого поэта Соня находит силы справиться с трудностями.
Говорят, что «при громе оружия музы молчат». Но всегда во время тяжелых испытаний и бедствий народных лучшие поэты и прозаики были рядом с народом и своим творчеством поддерживали боевой дух армии. Все помнят Дениса Давыдова, который возглавил партизанское движение во время Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года. Во время Великой Отечественной войны, следуя славным традициям певцов-воинов, участвовали в военных действиях Константин Симонов, Сергей Орлов, Алексей Фатьянов и многие другие.
Война и любовь: Мне кажется, что люди всегда открыты для любви, даже если сами не думают об этом. Вспомним, к примеру, хромую девушку-еврейку Мирру из романа Б. Васильева «В списках не значился». Ей с детства внушали, что она калека и ни на что не может рассчитывать. А она, несмотря на то что идет война и все защитники Брестской крепости обречены, полюбила и счастлива, даже строит планы на будущее, которого у нее, как оказалось, нет.
Война и память: 1) Война – это всегда трагедия, потому что она разрушает жизни, разбивает надежды, разлучает людей. Героиня рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» потеряла во время первой мировой войны человека, с которым была обручена и которого горячо любила. Вспоминая много лет спустя последнюю встречу с ним, она понимает, что в ее жизни был только тот холодный осенний вечер. Что бы ни было в жизни человека, это твои воспоминания, которые всегда остаются с тобой.
Воспоминания, связанные с тяжелыми событиями, остаются с людьми навсегда. В качестве примера приведем рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Гриша, приехавший к бабушке на каникулы, услышал, как по ночам баба Дуня кричит, снова и снова переживая во сне то, что случилось во время войны. Внук понимает, что должен помочь бабушке, и, когда та стала плакать, переживая потерю хлебных карточек, он не стал ее будить, а тихо принялся убеждать в том, что карточки нашлись. Бабушка уснула, а внук заплакал от жалости к ней.
Война и природа: 1) В сложных условиях человек особенно остро осознает важность общения с природой. Так, например, Сашка, герой одноименной повести В. Кондратьева, потрясен смертью своего попутчика, который, свернув с дороги за подснежником, подорвался на мине. Жора не был похож ни на одного из знакомых Сашки: вокруг война, разруха, а он восхищался красивым цветком! Я убежден, что природа не только помогает справиться с лишениями военной жизни, но и помогает человеку сохранить свою душу, не очерстветь, когда вокруг смерть и разруха.
2) Природа влияет на душу человека, облагораживает ее, помогает справиться с трудностями. В повести «Золотая роза» Константина Паустовского есть эпизод, когда водитель грузовика, пережидая артобстрел, делится своими сокровенными мыслями: лежа под пулями, он вспоминает родные леса и мечтает, если вернется живым, стать лесником. Для него большего счастья, чем вновь пройтись по дороге к озеру, вдохнуть сосновый воздух и, забыв обо всех невзгодах, слушать, как стучит сердце в груди.
Жизнь после войны: Ольга Зотова, героиня повести А.Н. Толстого, пережила смерть своих родителей, заключение в тюрьме, расстрел, после которого чудом осталась жива, голод и холод, военную разруху. После гибели любимого человека Зотова не хотела жить, она изменилась: была худа и черна, курила махорку и пила спирт. Ей было всего 22 года, когда закончилась война и нужно было начинать новую жизнь. Ольга смелый и честный человек, но в атмосфере пошлости, сплетен и ненависти соседей по коммунальной квартире жить не смогла.
Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы (Вольтер)
Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой (А.С. Пушкин).
Война есть противное человеческому естеству состояние. (Л.Н. Толстой)
Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире. (Л.Н. Толстой)
ВОЛЯ К ЖИЗНИ (см. мужество)
Примером незаурядной воли и мужества является жизнь Алексея Мересьева, главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Оказавшись в тылу врага, в глухом лесу, с перебитыми ногами, раненый летчик полз одиннадцать дней, пока его не подобрали деревенские жители. После ампутации ног Мересьев не впал в отчаяние: огромная сила воли и любовь к жизни помогли ему вернуться в строй.
- Авторская песня
- Альпинизм
- Архитектура
- Беспризорники
- Бесхозяйственность
- Будущее
- Вандализм
- Вдохновение
- Вежливость (см. Этикет)
- Власть (см. Чиновники)
- Внушение
- Воображение
- Глупость
- Дедовщина
- Добрые поступки
- Долг профессиональный
- Жестокость
- Жизненные силы
- Зависть
- Застенчивость
- Здоровье
- Инвалид
- Критика
- Культура массовая
- Лженаука
- Литература
- Массовая литература
- Любовь к родной природе:
- Любовь к родине:
- Первая любовь:
- Мещанство
- Наркомания
- Научные открытия
- Находчивость
- Национальная идея
- Несчастье
- Обаяние
- Общечеловеческие ценности
- 2) См. Неблагодарность (е. Носов «Домой за матерью»)
- Писатель
- Поведение
- Порядочность
- Поэзия и поэт
- Привычка
- Природа и человек
- Профессионализм
- Профессия
- Психологическое состояние
- Путешествия
- Равнодушие
- Свобода
- Согласие
- Социальное неравенство
- Терроризм
- Трусость
- Цель и средства
- Человек
- Эмиграция
- Язык русский