Вопрос 11. Стратегии поведения pr- специалиста в конфликтной ситуации.
Психологические особенности являются одной из причин возникновения конфликтов. Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками и т.д., в том числе и специфическими особенностями поведения в конфликте. Выделяются следующие типы конфликтных личностей:
демонстративный тип;
ригидный тип;
неуправляемый тип;
сверхточный тип;
бесконфликтный тип.
Традиционно выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1. Соперничество– способ поведения, ориентированный на власть, на утверждение собственного положения, когда одна из сторон удовлетворяет свои потребности за счет другой. В ряде ситуаций выбор данной стратегии оправдан, если лицо, облеченное властью, берет контроль в свои руки для того, чтобы оградить людей от насилия и опрометчивых поступков. Однако соперничество как основной способ разрешения конфликтов формирует у человека установку на выигрыш любой ценой, вплоть до применения жестоких и неэтичных методов. Такая стратегия редко приносит долгосрочные результаты: проигравшая сторона при изменении баланса сил может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или же постараться саботировать его.
2. Уклонение – стиль поведения, связанный с откладыванием решения вопроса «до лучших времен», или просто возможность избежать угрожающей ситуации: человек игнорирует конфликтную ситуацию. Данная стратегия оптимальна в ситуациях, которые не особенно значимы для человека и не стоят того, чтобы он тратил свои силы и материальные ресурсы на их разрешение.
3. Приспособление– этот способ имеет место в том случае, когда одна из сторон игнорирует свои собственные потребности, чтобы удовлетворить потребности другой стороны. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко стратегия уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное, например, в случае признания объективной правоты оппонента. Однако стратегия уступка без учета личности оппонента может быть воспринята как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований.
4. Компромисс– стратегия поиска взаимоприемлемого решения, которое частично удовлетворяет обе стороны. В идеале компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Если компромисс не является равным для обеих сторон, то он становится лишь временным выходом, а риск возобновления конфликта увеличивается.
5. Сотрудничество– это способ, предполагающий поиск совместно с другим лицом такого решения, которое удовлетворяет потребности обоих. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.
Для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон, а такое желание не всегда может быть взаимным.
Данные стратегии определяют общие направления деятельности в ситуации конфликта. Большое значение в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью имеет способность «распознавать» принадлежность оппонента к определенному типу конфликтной личности, а также умение выбрать и реализовать взаимоприемлемую стратегию решения конфликта.
- Вопрос 1. «pr»- сущность, принципы и направления деятельности.
- Вопрос 2. Институализация pr в России 90-х гг.: особенности, предметная сфера, региональная дифференциация.
- Вопрос 3. Иповая организационная структура институтов pr.
- Вопрос 4. Технологии pr: опыт классификации.
- 9) Аналитические и консалтинговые технологии
- Вопрос 5. Взаимодействие служб по связям с общественностью со средствами массовой информации в России.
- Вопрос 7. Pr в органах государственной власти и управления.
- Вопрос 8. Деловое общение в системе pr. (обзорные лекции)
- Вопрос 9. Техника ведения переговорного процесса.
- Вопрос 10. Определение конфликта. Типология конфликта и формы его проявления.
- Основные этапы конфликта:
- Вопрос 11. Стратегии поведения pr- специалиста в конфликтной ситуации.
- Вопрос 12. Основные этапы формирования и развития pr за рубежом
- Вопрос 13. Пресс-секретарь: функции, стиль деятельности, эффективность.
- Вопрос 14. Организация и проведение pr-кампаний.
- Вопрос 15. Структура пресс-релиза.
- Вопрос 16. Структура рекламного текста.
- Вопрос 17. Литературное редактирование рекламного текста: основные принципы.
- 1. Нарушение логики изложения:
- Вопрос 19. Технологии разрешения политических конфликтов.
- Вопрос 20. Специфика связей с общественностью в социальной сфере.