logo
Пособие Калиткина

Местоимение

Употребление личных местоимений в речи, как правило, коррелирует с глагольными формами. Если в разговорном стиле местоимение может опускаться, что придает речи динамичность (Разве не видишь, что ей без тебя тяжело! Когда сдаёшь экзамен?), то в официально-деловом стиле подобные конструкции недопустимы, за исключением клишированных формулировок: Приказываю..., предлагаем...

Употребление личных местоимений может быть связано с добавочной семантикой и экспрессивными смыслами. Так, местоимение мы, кроме основного значения ‘говорящий + другие’, может иметь смысловое приращение:

Вариантные формы личных местоимений связаны с появлением начальной буквы н- в некоторых местоименных формах с первообразными (непроизводными) предлогами Р.п. (без него, у неё), Д.п. (к нему, по ним),  Т.п. (перед ними, под ней), П.п. (о нём, в ней), а также с наречными предлогами Р.п. (возле, вокруг, впереди, позади, напротив, около него).

Эта буква не употребляется:

Равноправными нормативными вариантами выступают формы в отношении её / неё; между нами и ими / ними.

Неопределенные местоимения, образованные при помощи суффикса -нибудь, рассматриваются как разговорные: где-нибудь, какого-нибудь. В научном и официально-деловом стиле следует употреблять единицы, образованные при помощи суффикса -либо: где-либо, какого-либо.

Преимущественно в книжных стилях речи находят употребление местоимения таков, иной, некто, нечто, некий, а приметой разговорного стиля являются лексемы экий, этакий, эдакий, всяческий, такой-сякой.

В официально-деловом и научном стиле в настоящее время широко употребляются такие подвергшиеся прономинализации единицы, как данный, указанный (вышеуказанный), определенный, следующий (нижеследующий), известный, некоторый.

Местоимения сей, оный, каков, кои, самоё считаются сейчас устаревшими: Порядок, с каковым обоз следовал за войском, в самом деле удивителен (А.С. Пушкин). Формы кой и чтой воспринимаются как просторечие: Ах, и сам я нынче чтой-то стал не стойкий – не дойду до дома с дружеской попойки (С.А. Есенин) и употребляются в составе просторечных фразеологизмов на кой, на кой чёрт.

Глагол

Вариантные глагольные формы связаны с существованием таких лексических групп, как недостаточные (дефективные) и избыточные (изобилующие) глаголы.

Недостаточные глаголы не могут образовать некоторые формы – чаще всего форму 1 л., реже – 2 л. Это происходит по разным причинам:

Личные формы победю / побежу / побежду; очутюсь / очучусь и т.п. нормативисты трактуют как неприемлемые. Для передачи подобных смыслов используются описательные конструкции: надеюсь победить, смогу победить, вернусь с победой. Вместе с тем современные справочники считают допустимыми такие слова, как вынужу (от вынудить), принужу (от принудить), грежу (от грезить), куролешу (от куролесить), обессмерчу (от обессмертить), ючусь (от ютиться) и ряд других. 

Эти глаголы пока не систематизированы. Нет даже данных об их общем количестве: словарь Д.Н. Ушакова дает всего 40 подобных единиц, БАС – 3600, а более поздний МАС насчитывается уже 4900 глаголов с неполной парадигмой.

Избыточные глаголы, напротив, образуют регулярные вариантные личные формы. Они преимущественно связаны:

Нормативны для литературного языка варианты с чередованием, которые в каждой паре поставлены на второе место. Четыре вариантные пары разошлись по семантике: двигает ‘перемещает в пространстве’ – движет ‘руководит’, капает ‘стекает каплями’ – каплет ‘протекает’, брызгает ‘окропляет’– брызжет‘разлетается’, метает ‘перемещает спортивные снаряды’, а для всех остальных значений закреплена форма мечет;

Равноправными вариантами словари признают формы чтут – чтят память героев, меряет – мерит шагами, мучается – мучится от боли.

Чередования в корне глаголов сосредотачивать, осваивать, присваивать, удостаивать, оспаривать, обуславливать считаются нормативными, но по-прежнему единственно правильной признана форма узаконивать ‘делать что-либо законным’.

Формы глаголов видать, слыхать, свистать, лазать рассматриваются как просторечные, а нормативными вариантами выступают видеть, слышать, свистеть, лазить.

Деепричастные формы на -вши справочники подают как устаревшие и просторечные, хотя они были излюбленными еще у Н.В. Гоголя: Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут чёрт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под пуку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду («Ночь перед Рождеством»).