Политическое моделирование
Понятие модели
Рассмотрение методик политического анализа начнем с политического моделирования. Проблема моделирования достаточно подробно исследовалась в западной науке об управлении, где разработано определение модели. Так, Р. Шеннон понимал модель как «представление об объекте, системе или идее в некоторой форме, отличной от самой целостности» . Данная дефиниция достаточно точно показывает основную особенность модели — она представляет объект исследования в форме, отличной от оригинала, и при этом влечет за собой некоторое упрощение реальности. Как отмечали Ч. Лейв и Дж. Марч, модель всегда проще тех явлений, которые она по замыслу отображает или объясняет . Именно в этом и заключается суть моделирования — представляя сложные для анализа объекты в простом, схематичном виде, мы облегчаем задачу понимания особенностей их функционирования.
В то же время определение Р. Шеннона достаточно широко, поскольку, строго следуя ему, мы вполне можем назвать моделью практически любую форму политического анализа. Тогда можно будет признать правильность мнения М. Хрусталева о том, что политический анализ все чаще осуществляется в форме моделирования . Действительно, под такое определение моделей подпадают не только дерево решений, ПАТТЕРН и игровые матрицы, но и вообще любые формы анализа объекта, вплоть до создания политических теорий. С таким подходом в принципе согласны отечественные обществоведы. Например, М. Хрусталев называет моделирование политических теории концептуальными моделями , а Э. Каракозова говорит о моделях-образах, которые делятся на модели-представления и модели-идеации. Первые соединяют в единую синтезированную систему чувственно-наглядный аналог исследуемого объекта и научную абстракцию, а вторые задают некоторую предельно мыслимую ситуацию и обозначают таким образом теоретический предмет, с помощью которого можно выявить непосредственно не данные мышлению закономерности действительности .
С одной стороны, мы действительно практически при любой форме аналитической деятельности (будь то политический анализ или же попытка сформулировать какую-то политическую концепцию) создаем представление об объекте — политической системе или какой-либо ее отдельной части — отличное от него. Но, с другой стороны, мы делаем это зачастую в умственной форме. Подобное расширительное толкование моделирования позволяет отнести к этому процессу практически любую форму конструктивной мыслительной деятельности, но не дает возможности показать механизм осуществления моделирования. Поэтому мы сознательно отсечем от моделей все их умственные формы и остановимся только на «видимых» моделях.
Виды моделей
Среди видимых моделей можно выделить три основных класса: физические, математические и аналоговые . Первые представляют собой увеличенные или уменьшенные копии исследуемого объекта. Очевидно, что в политической сфере им достаточно трудно найти применение: например, физическая модель администрации президента выглядела бы как бы макет здания на Старой площади, представляющий скорее архитектурный, чем политический интерес. Об ограниченности применения математических и компьютерных моделей в политологии мы уже писали. Напомним, что, во-первых, в политике мы сталкиваемся с неповторяющимися проблемными ситуациями, что исключает рутинизацию, а следовательно, и формализацию аналитического процесса; во-вторых, анализ связан непосредственно с человеческой деятельностью, которая обусловлена слишком большим количеством детерминант, выделить и оценить которые способен лишь другой человек, поскольку данные детерминанты носят не объективный, а субъективный характер. Два политика ведут себя не как два одинаковых шара, и поэтому смоделировать их поведения с помощью формальной логики невозможно, в то время как в примере с шарами эта задача вполне реальна — достаточно учесть объективные законы физической среды, в которой они действуют.
В итоге получается, что политические модели в большинстве случаев являются моделями аналоговыми. Они представляют исследуемый объект видимым аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Наиболее распространенной формой является организационная схема каких-либо политических структур, например администрации президента (рис. 2).
Данные схемы способствуют существенному облегчению понимания принципов функционирования политических субъектов, показывая их внутреннюю структуру. На предложенной схеме видны не только зоны ответственности различных подразделений администрации президента, но и системы подчинений, а также путь прохождения президентских указов и распоряжений.
Подобные модели могут быть использованы не только для демонстрации принципов функционирования отдельных политических институтов, но и всей политической системы. Такой опыт представляет собой схема политического пространства Франции, сделанная французским социологом П. Бурдье. Под политическим пространством П. Бурдье понимает абстрактное пространство, где каждый агент или группа агентов (отдельный индивид или их группа) занимает определенную позицию, для которой характерен соответствующий объем капитала: экономического, культурного, социального и символического . Экономический капитал представляет собой наличие определенных финансовых ресурсов, социальный — наличие соответствующих позиций в обществе , символический капитал понимается П. Бурдье как престиж, репутация или признание, которое индивид получает от других членов его группы и всего общества , а культурный — как имеющийся у индивида или группы индивидов определенный культурный багаж.
Концепцию политического пространства можно воспринимать как сугубо теоретическую конструкцию, однако сам П. Бурдье пытается сделать ее применимой в качестве модели анализа политической ситуации, предлагая вниманию читателей схему политической системы Франции в середине 80-х годов (рис. З) , называемую им диаграммой политического пространства.
К этому же типу относятся и различные графики, позволяющие представить политические процессы в упрощенном виде и более компетентно проанализировать их.
- Предмет практичної політології.
- Сутність та функції політичної символіки.
- Основні різновиди політичної символіки.
- Ритуал як складова частина політичного життя.
- Специфіка мови як засобу політичного впливу.
- Політичний дискурс.
- Особливості політичного мовлення в сучасній Україні.
- Сутність політичного аналізу.
- Політичний аналіз як наука.
- Мета і завдання політичного аналізу.
- Основні різновиди політичного аналізу.
- Рівні політичного аналізу.
- Фактори політики й їх значення для політичного аналізу.
- База даних політичного аналізу.
- Основні методи аналізу політики.
- IV.І Івент-аналіз як метод у дослідженнях міжнародних ситуацій і процесів
- Политическое моделирование
- Матричный метод
- Групповые очные методы экспертных оценок
- Політичний аналіз як наука і мистецтво.
- Ситуаційний політичний аналіз.
- Подія як елемент політичного аналізу.
- Теоретичні засади політичного прогнозування. 20. Теоретичні засади політичного прогнозування.
- Класифікація та особливості методів політичного прогнозування.
- Інтуїтивно-логічні методи політичного прогнозування.
- Ігрові методи в політичному прогнозуванні.
- Метод аналогії у політичному прогнозуванні.
- Моделювання як метод політичного прогнозування.
- Метод колективної експертизи в політичному прогнозуванні.
- Сценарний метод політичного прогнозування.
- Стадії політичного прогнозування.
- «Ефект Едипу» в політичному прогнозуванні.
- Надійність політичного прогнозу.
- Сутність політичного рішення.
- Зміст формальної структури політичних рішень
- Типологія політичних рішень.
- Етапи розробки та прийняття політичних рішень.
- Методи прийняття політичних рішень.
- Колективні методи прийняття політичних рішень.
- Методи розробки та прийняття політичних рішень за ч.Ліндеблюмом.
- Основні моделі прийняття політичних рішень (на основі досвіду діяльності президентів сша).
- Оптимальність та ефективність політичного рішення.
- Особливості політичного маркетингу.
- Менеджмент в структурі політичної діяльності.
- Об‘єктивні та суб‘єктивні умови політичної діяльності.
- Основні умови та фактори політичної діяльності в сучасній Україні.
- Сутність політичної ситуації.
- Специфіка масової поведінки в політиці.
- Регуляція масової політичної поведінки.
- Сутність політичної кампанії та її планування.
- Основні різновиди політичної кампанії.
- Роль засобів масової інформації у політичних кампаніях.
- Сутність та функції політичного маніпулювання.
- Технології політичного маніпулювання.
- Міф як знаряддя політичного маніпулювання.
- Сутність та різновиди політичної пропаганди й агітації.
- Сутність психологічної війни в політиці.
- Прийоми ведення психологічної війни в політиці.
- Теоретичні засади політичної іміджелогії.
- Основні методи та засоби створення політичного іміджу.
- Види та засоби політичної реклами.
- Основні різновиди політичних іміджів.
- Довіра до джерела інформації як проблема політичної комунікації.
- Обмеження та протидія політичним маніпуляціям.
- Популізм як політична технологія.
- Проблема ефективності політичної символіки.
- Співвідношення теоретичної та прикладної політології.
- Наукові засади практичної політології.
- Практична політологія як мистецтво.
- Методи та функції прикладної політології.