logo search
Литневская Е

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме :

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия – инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

– чередование гласных и согласных,

– усечение производящей основы,

– интерфиксация,

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во‑первых , не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал , читающий , читая от читать ). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ← окно , а не *под окном ), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший  ← с ума сшедший ) и субстантивации (учащийся сущ.учащийся прич. ).

Во‑вторых , при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу – ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход , а не слова пар и ходить . Средство образования слова пароходный  – суффикс ‑н‑ , способ – суффиксация.

В‑третьих , не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело  ← весело  / невесёлый . В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело , и как суффиксальное производное от слова невесёлый .

Приведём несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество – «что‑то излишнее»;

способ словообразования – суффиксация,

процесс, сопровождающий словообразование, – усечение ПЩ основы.

2) заметались  – форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться – «начать метаться»,

способ словообразования – приставочный.

3) ухода

ухода  – форма существительного уход

уход‑Ø ← уходить; уход – «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования – суффиксация,

процессы, сопровождающие словообразование:

– усечение ПЩ основы,

– чередование д’/д .

4) снегокаты  – форма существительного снегокат

снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат – «то, на чём катаются по снегу»,

способ словообразования – сложение с суффиксацией,

процессы, сопровождающие словообразование:

– интерфиксация

– усечение ПЩ основы глагола.