VI. Приложение задачи по глоттохронологии
1. Определить период дивергенции для пары романских «говорений» - дако-румынского и арумынского языков-диалектов (данные приводятся по [1, 59]). Всего сравнивается 202 латинских слова, из которых оба языка-диалекта сохраняют только 149 общих лексем. Коэффициент сохранности лексики для дако-румынского языка-диалекта составляет 0,81, для арумынского варианта – 0,88.
Решение задачи: для решения используем обозначения и формулу, приведенные в [1, 57-59]
Дано:
L0 = 202 – количество слов в тестовом списке (ТС).
Ln = 149 – количество слов ТС, сохранившихся в обоих языках.
r1 = 0,88 – коэффициент сохранности лексики за 1000 лет в арумынском диалекте.
r2 = 0,81 - коэффициент сохранности лексики за 1000 лет в дако-румынском диалекте.
Найти: T = ? – время дивергенции языков потомков (в тыс. лет).
‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑
Используем формулу: = Т=1,05 тыс. лет.
Ответ: 1,05 тыс. лет – время дивергенции языков потомков.
2. Обратная задача. Определить коэффициент сохранности лексики для дако-румынского языка-диалекта, если период дивергенции для пары романских «говорений» - дако-румынского и арумынского языков-диалектов составляет 1,05 тыс. лет. Всего сравнивается 202 латинских слова, из которых оба языка-диалекта сохраняют только 149 общих лексем. Коэффициент сохранности лексики для арумынского языка-диалекта составляет 0,88.
Решение задачи:
Дано:
L0 = 202 – количество слов в тестовом списке (ТС).
Ln = 149 – количество слов ТС, сохранившихся в обоих языках.
r1 = 0,88 – коэффициент сохранности лексики за 1000 лет в арумынском диалекте.
T = 1,05 – время дивергенции языков потомков (в тыс. лет).
Найти: r2 = ? - коэффициент сохранности лексики за 1000 лет в дако-румынском диалекте.
‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑
Используем формулу: Т=; 1,05=; 1,05≈;
1-0,88r2=; 0,88r2=1–0,29r2=
Ответ: 0,81 - коэффициент сохранности лексики в дако-румынском диалекте.
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание