§ 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
Бессоюзные предложения со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий характеризуются:
перечислительной интонацией в устной речи, при которой голос равномерно повышается в конце каждой части предложения, снижаясь лишь в конце всего предложения;
употреблением на письме запятой или точки с запятой:
Одето небо чёрной мглою, В тумане месяц чуть блестит; Лишь на сухих скалах травою
Полночный ветер шевелит.
(М. Лермонтов)
Путём перечисления наблюдаемых явлений природы поэт создаёт лирическое описание ночи.
Запятая ставится, если части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу: Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума. (А. Чехов)
Точка с запятой ставится, если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши. (И. Тургенев)
262. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Какие предложения использует поэт, рисуя портрет жениха Тамары? Какими средствами достигается образность описания?
Ремнём затянут ловкий стан; Оправа сабли и кинжала Бл..стит на солнце; за спиной Ружьё с насечкой выр..зной, Игра..т ветер рукавами Его чухи, — кругом она Вся галуном обл..же(н, нн)а. Цветными выш-.то шелками Его с..дло; узда с кистями; Под ним весь в мыле конь л..хой Бесценной масти, золотой.
Попробуйте объяснить, почему между частями предложения поэт употребляет точку с запятой.
Спишите этот чеканный текст, восстанавливая верное написание слов. На какие правила пропущены буквы в словах? Как доказать верность написания?
Лексическое значение слова чуха установите по толковому словарику.
Составьте схемы этих предложений.
©> 263. Используя бессоюзные предложения с перечислением, опишите памятник Петру I («Медный всадник»), созданный французским скульптором Этьёном Морисом Фальконё и установленный в Санкт-Петербурге (фотографию памятника и его фрагментов смотрите на вклейке).
Вспомните!
Точка с запятой ставится, если в одной из частей сложного предложения есть свои знаки или если эти части настолько самостоятельны, что между ними можно было бы поставить точку.
©> 264. Прочитайте тексты, соблюдая интонацию перечисления. Затем спишите, восстанавливая пропущенные знаки препинания (запятую или точку с запятой).
Объясните пунктуацию предложений.
Зима внезапно уступила весне на солнце было почти жарко. Всё было мокро всё таяло с домов капали капели дворники скалывали лёд с тротуаров сбрасывали липкий снег с крыш всюду было многолюдно ожив- лё(н, нн)о.
(И. Бунин)
Тайга стояла тихая и смурая уже и проснувшись вступив в день она казалось безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было сказать низко оно или высоко из него словно вынули плоть...
(В. Распутин)
Возвратясь домой я сел верхом и поскакал в степь я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пусты(н, нн)ого ветра с жадностью глотаю я благо- во(н, нн)ый воздух и устремляю взоры в синюю даль стараясь уловить тума(н, нн)ые очертания предметов...
(М. Лермонтов)
Составьте схемы предложений.
193
Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
7 Русским язык 9 юасс
Какое слово во 2-м отрывке не является членом предложения? Что это за слово? Как вы оформили его интонационно?
Докажите, сколько к надо писать в словах со скобками. Для этого разберите данные слова по составу и покажите, как они были образованы.
Объясните значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику.
©> 265. Составьте несколько сложных бессоюзных предложений с описанием погоды, которую вы наблюдаете в данный момент (состояние неба, температура воздуха и т. д.); с описанием своих чувств. Постарайтесь в одной из частей предложения употребить причастный или деепричастный оборот или вводные слова. В качестве образца используйте предложения упр. 264.
Будьте внимательны к знакам препинания!
©>266. Прочитайте отрывки из повести М.Горького «В людях». Спишите, восстанавливая знаки препинания и правописание слов. (В четырёх предложениях есть точка с запятой.)
Простые предложения письменно разберите по членам, подчёркивая их.
После каждого сложного бессоюзного предложения начертите его схему.
Уход..м всё дальше в лес в синеватую мглу изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты звенят синицы смеётся кукушка свистит иволга немолчно звучит ревнивая песня зяблика задумчиво поёт странная птица — щур. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней сосны подняв золотую головку лежит уж и стережёт их.
Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры огромных людей и исчезают в зелёной густоте сквозь неё просвечивает голубое, в серебре, небо. Под ногами пышным ковром лежит мох расшитый брусничником и сухими нитями клюквы костяника сверка..т в траве каплями крови грибы дразн..т крепким запахом.
Лес вызывал у меня чу(?)ство душевного покоя и уюта в этом чу(?)стве исчезали все мои огорчения забывалось неприятное...
©> 267. Выполните задания по тексту упр. 266.
Расскажите, как вы определяли правописание окончаний глагола.
Запишите перечень суффиксов с к — нн в именах прилагательных и причастиях и примеры соответствующих слов.
ЗСП-10. Запишите под диктовку примеры из ЗСП-1, 5, 7,8.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология