§ 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва — общая оценка произведения; содержание эссе — впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения. Более жёсткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определённому плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишённая особой экспрессии.
В> 228. Прочитайте рецензию на кинофильм, помещённую в газете «Вечерняя Москва». Найдите ту часть, в которой автор рецензии раскрывает основную мысль фильма. С помощью каких языковых средств он заставляет читателя задуматься над проблематикой кинофильма?
Найдите слова, в которых выражена оценка фильма. Убеждает ли вас рецензия в обоснованности этой оценки? В каком стиле написана рецензия?
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Как может показаться на первый взгляд, в ситуации, которую взяли для кинорассказа авторы фильма «Остановился поезд», привлёк конфликт сам по себе: кто виноват, что поезд столкнулся с вдруг сорвавшимися с места платформами? Машинист пытался сделать всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу, но при этом погиб.
Как вскоре выяснится, столкновение произошло потому, что под колёса платформ был подложен один тормозной башмак вместо полагающихся двух. Но так всегда поступали на этом перегоне с незапамятных времён...
Запомните: рецензия НА книгу отзыв О книге
ставят его шире: всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело? Что такое жить честно? Что есть гражданственность моей личной позиции? В этом главный нерв художественной ленты, созданной на «Мосфильме».
Два характера стоят в центре повествования: следователь Ермаков — он ищет виновника катастрофы, и журналист Малинин, решивший написать о подвиге машиниста, чтобы хоть как-то помочь его семье смягчить горе.
А может быть, машинист и сам виноват? Знал же, что локомотив не вполне исправен. А может, жена машиниста — она накануне ссорилась с мужем, тот в дороге нервничал, вот и не заметил вовремя опасности. А может быть, виноват начальник депо? Сценарист А. Миндадзе и режиссёр В. Абдрашитов, думается, ставили перед собой задачу заставить каждого подумать о своём, о нашем с вами, читатель, отношении к жизни, к делу, к работе. О нашей гражданской позиции или отсутствии её.
Разные точки зрения на подвиг машиниста высказывают герои фильма, разные обнаруживают позиции. Да и подвиг ли это? Совесть — вот судья каждого из персонажей.
В фильме нет ничего бьющего по нервам, задевающего сентиментальные струнки. Есть чёткость позиции, тактичность её выражения без навязывания своих взглядов зрителю. Это и помогает создать в кинозале атмосферу напряжённого внимания, соучастия зрителей в происходящем на экране.
Нравственность есть правда. Видимо, большинство из нас согласно с этим высказыванием. Но утверждать эту истину надо каждый день: на работе, в семье, на каждом шагу. Решать, как поступить, надо по совести, помня, что от твоих поступков зависят другие люди. Их труд, счастье, а нередко и жизнь.
(В. Линов)
§@
Ч 1. Выпишите 2-е предложение, дайте его полный синтакси- J ческий разбор.
2. Объясните случаи постановки двоеточия в предложениях этого текста.
©>229. Вам, наверное, хорошо известны кинофильмы «Чучело», «Вам и не снилось», «Доживём до понедельника». Напишите рецензию на фильм, который заставил вас задуматься.
Помните! Вы должны не пересказывать сюжет, а дать анализ содержания, назвать проблему, поднятую в фильме, показать, как она решается авторами, высказать своё мнение, свою позицию.
Как строится научная рецензия
(Памятка)
Рецензия строится по определённому плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.
Содержание (план)
1. Вступление:
Чему посвящено произведение посвящено
рассмотрению вопроса ... решению вопроса... проблеме... написано
Клише
Исходные данные об авторе и произведении
Какова цель автора, какие задачи им ставятся
Цель автора — ...
Автор ставит задачу описать... обосновать... раскрыть... уточнить ...
Содержание (план) 2. Центральная часть:
Каково основное содержание произведения; основные проблемы ...
Клише
В центре внимания (находятся) ... Главные усилия направлены ... Автор ставит и решает, по существу, одну задачу ...
... отмечает (ч т о?) ... описывает (ч т о?) ... касается (ч е г о?) ... обращает внимание (н а ч т о?)
... напоминает (о ч ё м?) ... анализирует (ч т о?)
Постараемся теперь объяснить ...
Далее подчеркнём... Необходимо остановиться на ...
Особо хочется выделить ... Приведём пример ... Наконец, можно ещё отметить ...
Что удалось автору
Есть ли недостатки; в чём они заключаются
К сожалению, работа не лишена недостатков ... К существенным недостаткам, на наш взгляд, относит ся ...
3. Заключение
Два совета:
Не надо жёстко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в неё могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошённые обороты речи, связки — и ничего больше.
©> 230. Прочитайте рецензию на книгу об истории русских орденов. Составьте план рецензии, выделив основные композиционные части и микротемы.
Определите текстовую роль выделенных оборотов речи.
Каждый из нас время от времени сталкивается с упоминанием о старинных орденах и медалях, видит их на портретах выдающихся деятелей прошлого. Вот почему эта, казалось бы, историческая частность интересна самому широкому кругу читателей.
Книга А. А. Кузнецова «Ордена и медали России», вышедшая в издательстве МГУ, соединяет живое, увлекательное повествование со строго научным подходом к материалу. Автор даёт полный перечень российских орденов в их иерархии, объясняет, когда и за что давался тот или иной орден.
Всего существовало восемь орденов. Некоторые из них имели одну степень (Андрея Первозванного, Белого Орла), другие — по три или даже по четыре степени (Георгия, Владимира и Анны). Рассказ Кузнецова об этих орденах и различиях между ними может служить хорошим комментарием к тем произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и других писателей-клас- сиков, где орденские знаки играли заметную роль в обрисовке персонажей.
Далеко не всегда награды давались действительно заслуженным людям, за подлинно геройские или незаурядные общественные деяния. Упоминаний о незаслуженных награждениях, в том числе и курьёзных, в кни-
ге немало. Однако главное внимание автор сосредоточивает на примерах, ставших достоянием нашей истории, на личностях, имевших истинные заслуги. Он рассказывает о наградах Суворова и Кутузова, Менделеева и Лобачевского, Брюллова и Айвазовского...
Особый интерес представляют сведения о наградах русских писателей. Кавалером многих орденов был Г. Р. Державин; Н. М. Карамзин за написание «Истории государства Российского» был удостоен ордена Владимира 3-й степени. Создатель толкового словаря русского языка В. И. Даль за успехи в своей разносторонней деятельности был удостоен Владимира, Анны и Станислава.
Много разноречивых мнений бытует о боевой награде, к которой был представлен поручик Лермонтов за участие в бою при Валерике. Тщательно изучив все имеющиеся источники, Кузнецов пришёл к выводу, что Лермонтова сначала представили к ордену Владимира 4-й степени, затем награду уменьшили до ордена Станислава 3-й степени, а впоследствии решили вручить золотую саблю. Но поэт не успел получить и саблю...
А имел ли награды автор знаменитой «Анны на шее»? Ведь известно, что Чехов занимался большой общественной деятельностью, в частности, на свои средства построил четыре сельских школы и создал богатую библиотеку в родном Таганроге. Именно за это он был награждён в 1900 году орденом Станислава 3-й степени.
Нет нужды пересказывать другие познавательные истории из книги Кузнецова — надеюсь, что каждый сам захочет её прочесть.
В заключение скажу о серьёзном недостатке книги, который от автора не зависел: мы читаем об орденах, но практически лишены возможности их увидеть. Иллюстрации, прекрасно подобранные, просто невозможно отличить одну от другой — таково полиграфическое качество издания.
(А. Белов)
©> 231. Оцените рецензию студента факультета журналистики: отметьте достоинства и слабые стороны этого текста.
Найдите выражения, выполняющие в тексте двойную функцию — оценки происходящего и связи частей текста.
Пятнадцатого сентября в Московском доме кино состоялось открытие пятого Международного фестиваля анимационных фильмов. Несмотря на трудные учебные будни, в этот день на мероприятие пришло много школьников — верных почитателей мультипликации. Зал был полон.
Торжественную часть фестиваля открыл хор девушек, исполнивший песни на русском и украинском языках. Затем на сцену вышел ведущий и режиссёр в одном лице. Здоровое чувство юмора ведущего, а также умение «держать» зал встречалось благодарными аплодисментами зрителей. В первой части мероприятия порадовали хорошими выступлениями юные артисты: Света Свети- кова, спевшая французскую песню, девочки, танцевавшие индийский танец, детский вокальный шоу-ан- самбль «Синема», исполнивший попурри из известных всем, а в особенности молодому поколению песен.
Приятным событием фестиваля было присутствие в зале таких мэтров анимации, как режиссёры Хитрук и Котёночкин. Их появление было встречено бурными аплодисментами сидящих в зале. В первой же части церемонии были показаны короткие, но красочные мультфильмы, созданные самими детьми. Запомнился трогательный, рисованный детскими руками мультик «Водный заяц». Произвела впечатление работа под названием «Титаник». Фильмы детей удивляют и вдохновляют: растёт молодое поколение мастеров анимации!
161
6 Русский язык 9 юасс
пликации, «Плоский мир» — сплетение фантастики и комизма, «Русалка» — с трагическим и захватывающим сюжетом.
В целом открытие фестиваля ещё раз доказало, что искусство живёт! Более того, заметно совершенствуется — ив техническом, и в эстетическом отношении. С нетерпением будем ждать результатов конкурса: кто знает, может быть, и этот, пятый по счёту фестиваль откроет дорогу новым талантливым именам в нелёгком жанре анимации. Удачи вам, мультипликаторы!
Объясните значение слов анимация, анимационный фильм (от лат. anima — душа). Подберите к ним синонимы из текста.
Возьмите на заметку!
Используйте в рецензии слова-синонимы.
Рассказывать — описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с ..., вводить в ... .
Понравиться — произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память.
Интересный — увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.
Исключительный — необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный, незаурядный.
Выделить — подчеркнуть, особо отметить.
232. Познакомьтесь с рецензией ученика 9 класса на повесть Василя Быкова «Его батальон». Даёт ли эта рецензия представление о повести, её авторе, её героях, о том, какие вопросы ставятся в ней и как решаются?
Не появилось ли у вас желания отредактировать текст, сделать его более полным, связным и стройным?
Что вы можете сказать о языке автора рецензии? Оцените лексический и синтаксический строй речи девятиклассника.
Героями всех повестей Василя Быкова являются люди на войне, люди, которые в самых тяжёлых и беспощадных условиях умеют остаться верными своему долгу, своей Родине. Василь Быков сам был солдатом Великой Отечественной, поэтому его книги — это рас-
сказ очевидца и свидетеля событий этой «зверски страшной» войны.
Главный герой повести «Его батальон» — капитан Волошин — отважный и опытный командир батальона, беззаветно преданный Родине, заботящийся о своих солдатах, как о родных детях. Ежеминутно сам рискуя жизнью, он делал всё, что было в его силах, чтобы победа достигалась «малой кровью».
Взвалив на себя бремя ответственности, он, чтобы спасти батальон от бессмысленного истребления, принял решение отвести солдат на исходные позиции, так как попытка захватить укреплённую немцами высоту без разведки, без поддержки артиллерии не принесла бы ничего, кроме напрасных жертв.
Но, отстранённый от командования батальоном, он вместе со своими солдатами рядовым пошёл в бой, чтобы помочь им своим боевым опытом или погибнуть вместе с ними. «Он побыл в шкуре бойца... и полной мерой испытал всю необъятность солдатского лиха».
Василь Быков явно неодобрительно относится к «безжалостной твёрдости» начштаба Маркина, который по приказу готов бездумно погубить людей.
«Шла война, гибли сотни тысяч людей, человеческая жизнь, казалось, теряла обычную свою цену и определялась лишь мерой нанесённого ею ущерба врагу. И тем не менее, будучи сам солдатом, и сам ежечасно рискуя, Волошин не мог не чувствовать, что всё-таки самое ценное на войне — жизнь человека. Но как бы ни была дорога жизнь, есть вещи выше её...»
Выше человеческой жизни долг перед Родиной. И не один Гайнатуллин, солдат-новобранец, с помощью Волошина «за один день пережил всё, от трусости до геройства».
Автор убедительно показывает, что не бывает войны без жертв, но умение командира руководить боем, его совесть и разум должны сделать эти жертвы минимальными. Он ставит в своей повести вопросы чести, долга и доверия к человеку.
Это очень интересная, правдивая книга о людях, защищавших нашу Родину и завоевавших Победу над фашизмом.
Найдите в тексте цитаты. Правильно ли пунктуационно оформлены эти предложения? Если нет, дайте свой вариант.
Правильно ли расставлены знаки препинания в 1-м предложении 2-го абзаца? Объясните пунктуацию.
Ш> 233. Прочитайте сочинение ученика 9 класса. Определите жанр этого сочинения. Что это — рецензия, отзыв или эссе? Ответ обоснуйте.
Книга моего детства... Такая книга есть у каждого из нас... Когда-то она была любимой, потом забытой... И всё же она остаётся самой дорогой, и каждый раз едва уловимая боль сжимает сердце, когда листаешь её страницы.
Для меня такая книга — сказка «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Я очень любил её в детстве и только теперь понял, что книга эта скорее для взрослых, для тех, кто взрослым так и не стал.
В чём секрет этой, казалось бы, совсем простой книги? Никакого секрета нет — всё дело в том, что книга эта о каждом из нас. Добро, светлая и тихая грусть, истинно детская философия — вот что составляет неповторимую прелесть этой книги. И почти в каждом из персонажей мы узнаём себя.
В любом из нас есть и сидящий дома географ, никогда не видевший чужих стран; и глуповатый король, который хочет лишь одного — иметь больше подданных; и придирчивый счетовод, и честный, верный раз данному слову фонарщик... Ведь все они такие же люди, как и мы. Но главное — в любом из нас есть Маленький принц.
И ещё одна истина — простая и мудрая — входит в нашу жизнь вместе с этой книгой. «Ты в ответе за тех, кого приручил», — читаем мы. И в каждом из этих слов снова — доброта, свет и мягкая грусть.
Такова эта книга. Совсем бесхитростная и очень сложная. Для детей и для взрослых. Книга моего детства.
(Владимир О.)
Всё ли вам понравилось в этой работе ученика? Требует ли она редактирования?
Читали ли вы «Маленького принца»? Если да, то согласны ли вы с оценкой Владимира?
Если не читали — прочитайте и напишите свой отзыв об этом произведении.
©> 234. Выберите интересный рассказ (повесть, книгу) и напишите на него (неё) рецензию. Раскройте в своей рецензии основную мысль рассказа; покажите, как она проводится автором. Отметьте художественные особенности текста. Напишите, кто из героев рассказа вам понравился больше всего и почему.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология