logo search
Зенков Г

Контрольные вопросы и задания

  1. Освойте самостоятельно информацию о строении речевого аппарата и функционировании отдельных его частей.

  2. По каким признакам органы речи делятся на активные и пассивные? Перечислите те и другие.

  3. Назовите один из мировых языков, в котором имеются носовые гласные.

  4. Чем различаются аффрикаты и чистые смычные?

  5. Какие условия в потоке речи способствуют появлению лабиализованных согласных? Палатализованных? Назализованных?

  6. Опишите артикуляцию согласных из слов: цифра, счеты, почта.

  7. Почему структуру слога в слоговых языках определить проще, чем в языках фонемного строя?

  8. Что такое фонетическая целостность слова и какими средствами она создается?

  9. Приведите примеры слов, различающихся одной фонемой.

  10. Дайте определение гиперфонемы.

  11. Приведите примеры внутрифонемных чередований звуков.

  12. Чем отличаются фонетически-позиционные чередования звуков от фонетически-непозиционных?

  13. Приведите примеры слов, характеризующихся главным и побочным ударением.

  14. Что такое подвижное и неподвижное ударение? Фиксированное и нефиксированное?

  15. Перечислите основные фонетические средства интонации.

  16. Что такое мелодика речи?

  17. В чем отличие фонематической транскрипции от фонетической?

  18. Дайте определение графики и орфографии.

  19. Назовите основные принципы орфографии и приведите примеры на каждый из них.

  20. Опишите устройство гортани и работу голосовых связок при произношении звонких и глухих согласных звуков.

  21. Что такое артикуляционная база языка?

  22. Чем отличаются палатализованные согласные от палатальных?

  23. Объясните термин «широкий гласный», «узкий гласный».

  24. Какова роль небной занавески при произнесении звуков?

  25. Какие звуки – гласные, звонкие согласные, глухие согласные произносятся с большей силой выдоха, какие – с меньшей? Чем объясняется эта разница?

  26. По традиции изменения звуков подразделяются на комбинаторные и позиционные. Можно ли признать корректным такое подразделение? Если нет, то почему?

  27. Чем отличается аккомодация звуков от ассимиляции?

  28. Каковы причины редукции? Могут ли редуцироваться согласные звуки?

  29. Обычно чередования звуков подразделяют на фонетически- позиционные («живые») и грамматически-позиционные (традиционные). Отвечают ли одному из этих требований чередования согласных в примерах типа рука-ручной, нога-ножной? Почему?

  30. Почему в отдельном звуке нельзя назвать функционально значимые признаки, если неизвестно, в каком языке они используются? Ответ аргументируйте, приведите примеры.

  31. Дайте определение фонемы. Как соотносятся между собой понятия «звук» и «фонема»?

  32. От чего зависит выбор аллофонов в речи? Покажите это на примерах двух аллофонов одной фонемы.

  33. Каким образом можно установить, к одной или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки? Приведите примеры.

  34. Что такое коррелятивная пара фонем?

  35. Какие выводы следует из того, что существует два типа нейтрализаций – разрешимых и неразрешимых?

  36. Чем отличаются между собой фонемика и просодика, с одной стороны, и что между ними общего – с другой?

  37. В чем сущность фонологического аспекта в фонетике? Рассуждение подкрепите примерами.

  38. Почему кроме фонетической нужна и фонематическая транскрипция? Что нужно сделать, чтобы перевести фонетическую запись в фонематическую?

  39. Какими преимуществами перед артикуляционной классификацией обладает акустическая классификация?

  40. Почему в фонематической транскрипции словоформы расскажут нужно записать РОЗс/зКАЖУт/д ?

  41. Приведите пример словоформы, в которой фонема <j> представлена нулевым звуком.

  42. Чем была вызвана необходимость введения в лингвистику понятия морфа при наличии понятия морфемы?

  43. Подлежат ли вйдению словообразовательного анализа слова со связанными корнями? Ответ аргументируйте.

  44. Чем отличаются флексийные аффиксы от нефлексийных в сфере формообразования? Насколько удачным вам представляется термин «нефлексийное формообразование»? Почему?

  45. Чем отличается морфемный анализ от словообразовательного?

  46. Как вы относитесь к целесообразности проведения морфемного анализа со словообразовательных позиций?

  47. Проведите глубинный словообразовательный анализ дериватов обострйние и раздвуенность.

  48. Раскройте содержание понятия производности (мотивированности). Каким требованиям должно удовлетворять производное слово?

  49. Пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка», составленным Н.М. Шанским, В.В. Ивановым, Т.В. Шанской, выясните происхождение и первоначальное значение слов задуринка, задръпанный и дороговъзна на основе словообразовательных связей этих слов.

  50. Что такое производящая база и какими разновидностями она представлена?

  51. Чем различаются между собой по конечным результатам процессы опрущения и переразложения?

  52. Для чего нужен (и нужен ли в принципе) глубинный словообразовательный анализ? Приведите конкретные примеры в пользу занимаемой позиции.

  53. Что такое словообразовательное гнездо, каковы составляющие его комплексные единицы и почему словообразовательное гнездо нужно признать основной комплексной единицей системы словообразования?

  54. Что такое степень производности? Приведите примеры слов, характеризующихся 3-й и 4-й степенями производности.

  55. Почему одни составляющие структуры слова называются конечными составляющими, а другие – непосредственно составляющими?

  56. Лексикология, ее предмет и разделы. Почему в лексикологию особым разделом включается фразеология?

  57. Почему слово называют основной единицей языка?

  58. Какая функция является основной для слова? Все ли слова обладают этой функцией?

  59. Почему Ш.Балли отказывался от определения слова?

  60. В чем заключается разница между лексическим и грамматическим значением?

  61. Сигнификативный, денотативный и коннотативный аспекты лексического значения.

  62. Почему нельзя поставить знака равенства между понятием и лексическим значением?

  63. В чем проявляется внутренняя форма слова?

  64. В чем проявляется системность лексики?

  65. Интегральные и дифференциальные семы.

  66. В чем заключается проблема тождества слова?

  67. Синонимы, виды синонимов.

  68. Антонимы, виды антонимов.

  69. Многозначное слово, его структура.

  70. Типы переносов названий (метафора, метонимия, синекдоха).

  71. Омонимы, их виды.

  72. В чем сходство и различие между фразеологизмом и свободными сочетаниями, фразеологизмом и словом?

  73. Типы фразеологизмов.

  74. Как появляются омонимы?

  75. Что понимается под термином «грамматика»? Какие разделы выделяются в грамматике?

  76. В чем разница между словом – лексической единицей и словом – грамматической единицей?

  77. Что такое грамматическая категория? Типы грамматических категорий.

  78. Парадигма слова. Полная и частная, полная и неполная парадигмы.

  79. Части речи. Основы для их выделения.

  80. Члены предложения и части речи.

  81. Предложение, слово, словосочетание.

  82. Понятие предикативности.

  83. Что такое актуальное членение предложения?