"Подщипа, или Трумф"
Литературная форма "Подщипы" представляет остроумную пародию на жанр классической трагедии. Все элементы этого жанра: героический сюжет, аристократические персонажи, торжественный язык — решительно снижены и наполнены несвойственным им содержанием. Шутотрагедия имеет и политический подтекст: это сатира на идею "просвещенного абсолютизма", а которой осмеяны реальные аспекты политической, социальной и военной жизни России периода правлении Павла I. Характерными стилевыми приемами "Трумфа" стали снижение высокого и поэтизация низкого. Сам Крылов представил ее в цензуру как "святошную трагедию", подчеркивая близость фольклору. В пьесе сочетаются приемы народного и профессионального театров. Поставленная на любительской сиене, шутотрагедия Крылова имела большой успех и распространилась во многих списках. Впервые опубликована в России она была в 1871 году, а на сцене появилась в 1905 году.
Литературная деятельность молодого Крылова тесно связана с его басенным творчеством: следует обратить внимание на реалистические тенденции его сатиры и формирование "механизма" басенной аллегории (люди-животные, люди-куклы).
Практическое занятие.
Тема № 8. «Восточная повесть» И.А.Крылова «Каиб».
1. «Восточная повесть» в русское литературе XVII-начала XIX века и особенности её развития. Типология «восточной повести».
2. Система литературно-эстетических взглядов И.А. Крылова. Крылов о роли писателя в обществе. Критика идеи просвещенного абсолютизма, сатирическое изображение самодержца, двора и придворного искусства в повести "Каиб". Публицистичность сатиры Крылова, ее политическая окрашенность. "Каиб" как памфлет на государственный строй России.
3. Вклад И.А. Крылова в развитие жанров прозаической журнальной сатиры. Беллетризация сатиры. Влияние поэтики сатирических журналов XVIII века на повесть "Каиб". Сходство и различие "Почты духов" и "Каиба".
4. Сочетание гротесковой сатиры и утопии в "Каибе". Что является связующим звеном между сатирой и утопией? Роль иронии в повести.
5. Основные приемы и формы пародии в повести. Пародирование классицизма, сентиментализма и предромантизма в литературе и позиция Крылова по отношению к этим художественным методам. Какие жанры литературы пародируются в повести и почему?
6. Родственность жанра "восточной повести" жанру сатирической сказки и аллегорического "сна". Какой цели служат мотивы литературной и народной сказки, использованные Крыловым в повести "Каиб"? Какую роль играет "восточный" колорит?
7. На какие две основные группы делятся персонажи повести? Определите принципы построения образной системы в произведении.
8. Какую сатирическую традицию в русской литературе развивает И.А. Крылов? Что нового вносит писатель в русскую сатиру XVIII века?
Тексты
Крылов И.А. Похвальная речь в память моему дедушке; Каиб. Восточная повесть*; Трумф, или Подщипа; Почта духов/ И.А. Крылов // Русская литература последней четверти XVIII века / сост. В.А. Западов. -М, 1985. -С. 331 -360.
Основная литература
Кубачева Н.В. Восточная повесть в русской литературе XVIII - начале XIX века / Н.В. Кубачева // XVIII век. - М.; Л., 1962. - Сб. 5. - С. 295 - 315.
Тынянов Ю.Н. О пародии / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино.-М., 1977.-С. 80-95*.
Ольденбург С.Ф. "Связи Запада с Востоком старинные..." / С.Ф. Ольденбург // Восток - Запад. - М., 1982. - С. 3 - 8.
Дополнительная литература
Манн Ю.В. О гротеске в литературе / Ю.В. Манн. - М.. 1966. 287 с*.
Кочеткова Н.Д. Сатирическая проза Крылова / Н.Д. Кочеткова II Иван Андреевич Крылов : Проблемы творчества. - Л., 1975. - С. 103 106.
Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы / А.И. Горшков. - М.. 1982. -С. 149- 152.
- Введение
- Методические указания
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Литература второй трети XVIII века. Русский классицизм
- Становление традиции стихотворной сатиры. А.Д. Кантемир
- Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи
- А.Д. Кантемир - сатирик
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
- Зарождение русской филологии. В.К. Тредиаковский
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- "Тилемахида"
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- Духовные оды Ломоносова
- Практическое занятие. Тема № 2. Одическое творчество м.В. Ломоносова. "Ода на взятие Хотина"
- А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
- Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- Практическое занятие. Тема № 4. "Недоросль" д.И. Фонвизина как социально-политическая комедия
- Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- Поэзия последней трети XVIII века
- Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- Г.Р. Державин
- "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- Философские оды Державина
- Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина. Образ автора в поэзии г.Р. Державина
- Русская проза 1760 - 1770-х годов
- А.Н. Радищев
- "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- Практическое занятие. Тема № 6. А.Н. Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
- И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- Творчество м.Н. Муравьева
- Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина
- Практическое занятие. Тема № 7. Повести н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"
- Поэзия и.И. Дмитриева