logo search
Зенков Г

Оглавление

стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ

3

Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ

7

Понятийно – терминологический аппарат

7

§ 1. Возникновение языкознания

7

§ 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»

11

§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин

19

Выводы

19

Основная и дополнительная литература

21

Контрольные вопросы и задания

22

МОДУЛЬ 1. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА

24

Глава 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

24

Понятийно – терминологический аппарат

24

§ 4. Критика биологической концепции языка

24

§ 5. Язык как общественное явление

26

§ 6. Функции языка

28

§ 7. Язык и мышление

30

§ 8. Язык и речь

32

Выводы

35

Основная и дополнительная литература

35

Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА

37

Понятийно – терминологический аппарат

37

§ 9. Знаковая природа языка

37

§10. Членение языка на подсистемы и понятие структурно – функциональной единицы

41

§11. О понятиях системы и структуры языка и типах отношений языковых единиц

45

Выводы

49

Основная и дополнительная литература

51

Контрольные вопросы и задания

51

МОДУЛЬ 2. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

53

Глава 4. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

53

Понятийно – терминологический аппарат

53

§12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин, теоретическое практическое значение

54

§13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики на собственно фонетику и фонологию

57

§14. Основные различия между гласными и согласными звуками

58

§15. Артикуляционная классификация согласных

58

§16. Артикуляционная классификация гласных

64

§17. Фонетическая транскрипция

65

§18. Фонетические процессы (явления)

68

§19. Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы

71

§20. Правила выделения фонем

74

§21. Фонетическая транскрипция

75

§22. Сегментные и суперсегментные единицы языка (общая характеристика)

76

§23. Слог и слогоделение

78

§24. Речевой такт и ударение

80

§25. Фраза и интонация

82

Выводы

84

Основная и дополнительная литература

86

Глава 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ

87

Понятийно – терминологический аппарат

87

§26. Лексикология, ее предмет и разделы

87

§27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфы, словосочетания, предложения

89

§28. Проблема тождества слова. Понятие лексемы

92

§29. Лексическое значение слова. Сигнифиативный, денотативный, коннотативный аспекты

93

§30. Лексическое значение и понятие

95

§31. Внутренняя форма слова

97

§32. Этимология. Народная этимология

99

§33. Проблема системности в лексике

100

§34. Синонимы

102

§35. Антонимы

103

§36. Полисемия

105

§37. Омонимы

108

§38. Фразеология

110

Выводы

112

Основная и дополнительная литература

113

Глава 6. ВОПРОСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

114

Понятийно – терминологический аппарат

114

§39. Вводные замечания

114

§40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем

116

§41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания

120

§42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры

122

§43. Способы словообразования

127

§44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрощения, переразложения и усложнения основ

127

Выводы

130

Основная и дополнительная литература

132

Глава 7. ГРАММАТИКА

133

Понятийно – терминологический аппарат

133

§45. Грамматический строй языка, его единицы

133

§46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения

134

§47. Грамматическая категория

138

§48. Части речи и члены предложения

139

§49. Словосочетание и предложение

144

Выводы

149

Основная и дополнительная литература

150

Контрольные вопросы и задания

151

МОДУЛЬ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

156

Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ

156

Понятийно – терминологический аппарат

156

§50. Теории происхождения языка

156

§51. Процессы дивергенции и конвергенции

160

§52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху

162

§53. Закономерности развития языков в национальную эпоху

165

Выводы

166

Основная и дополнительная литература

167

Глава 9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

168

Понятийно – терминологический аппарат

168

§54. Понятие структурного сходства

168

§55. Морфологическая классификация языков

170

§56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие)

170

§57. Агглютинативные языки

172

§58. Флективные языки

173

§59. Полисинтетические языки

175

Выводы

177

Основная и дополнительная литература

178

Глава 10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

179

Понятийно – терминологический аппарат

179

§60. Понятие языкового родства

179

§61. Сущность сравнительно – исторического метода

181

§62. Формирование сравнительно – исторического языкознания

183

§63. Важнейшие семьи языков: индоевропейские, тюркские

184

Выводы

186

Основная и дополнительная литература

187

Глава 11. ПИСЬМО

189

Понятийно – терминологический аппарат

189

§64. Общее понятие о письме и предпосылки возникновения письма

189

§65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография

190

§66. Алфавит, графика, орфография

193

§67. Транскрипция и транслитерация

195

Выводы

195

Основная и дополнительная литература

196

Контрольные вопросы и задания

196

Методические рекомендации

198

Цитированная и отсылочная литература

210

Г.С. Зенков, И.А. Сапожникова Введение в языкознание

Зенков Г.С.

Сапожникова И.А.

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Серия «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

Под общей редакцией профессора В.И. Шаповалова.

Корректура авторская.

Сдано в набор 09.10.98. Подписано в печать 16.10.98.

Тираж 500. Заказ № 45.

Печать ОсОО «Негис», г. Бишкек.

12