I модуль. Элементы прикладной лингвистики
Основной целью обучения в рамках данного модуля является рассмотрение некоторых теоретических проблем квантитативной, математической и прикладной лингвистики, некоторых проблем оптимизации коммуникативной, когнитивной, эпистемической функций языка. Изучение данного модуля позволит студентам усвоить теоретические принципы прикладной лингвистики, основания, условия и границы применения некоторых математических методов в гуманитарных исследованиях, а также продолжить формирование необходимых лингвисту общенаучных и общепрофессиональных компетенций.
Языкознание и математика. Семиотика. Математическая (комбинаторная и квантитативная) лингвистика. Основные области приложения структурно-вероятностной модели языка
Триада «действительность – сознание/мышление – язык/речь». Взаимоотношения её частей и место естественных наук, математики и языкознания в структуре триады. Основные функции языка, металингвистическая функция и математические методы лингвистического анализа.
Естественный язык и язык математики как семиотические системы. Понятие математической экспликации. Комбинаторная и квантитативная лингвистика.
Прикладные аспекты квантитативной лингвистики. Проблематика квантитативной лингвистики с теоретической и прикладной точек зрения.
Основные области приложения структурно-вероятностной модели языка: лингвистический мониторинг функционирования языка; компьютерное моделирования языка и речи; дешифровка кодированного текста; авторизация/атрибуция текста.
Прикладная лингвистика. Сравнение методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.
Некоторые методы современной лингвистики, заимствованные у смежных наук. Теоретическая и прикладная лингвистика.
Методы классификации и моделирования в описательной, теоретической и прикладной лингвистике. Типы лингвистических моделей: а) компонентные, предсказывающие, имитирующие и диахронические; б) анализирующие и синтезирующие.
Факультативно:Современная глоттохронология как диахроническая модель. Лексикостатистика.Языковое родство, степень родства. Способы и скорость языковой дивергенции. Моррис Сводеш (M.Swadesh), метод радиоуглеродного датирования, тестовый/основной список. Основные постулаты классической глоттохронологии, их недостатки, необходимость пересмотра некоторых из них. Определение периода дивергенции и коэффициента сохранности лексики.
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание