logo search
учебно-методическое пособие синтаксис

Лабораторная работа 4 Односоставное предложение

Цель: уметь выделять из текста односоставные предложения, определять их функцию в тексте.

Вариант 1

Выпишите только односоставные предложения. Пользуясь таблицей, проанализируйте грамматические основы в текстах

Грамматическая основа

Форма члена основы

Характеристика по грамматической основе предложения

Возможность употребеления этой основы

Примеры употребеления

Знобит

Знобит

Глагол 3 лица ед.ч.

Односост., безличн.

Сказуемое в безличном предложении

Больного знобит

Все молчишь

Молчишь

Глагол 2 л., ед.ч.

Односост., опр-личн.

Сказ. в двусост. предлож.

Ты все молчишь?

ДОЛБЯТ ГОРУ

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали. В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее. Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту? Так ведь незаметно и себя под корень снесем.

ПАУТИНА

Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок. А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна. Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.

Задание 2

Используя следующие глаголы, составьте односоставные предложения.

Играй, беги, убирают, читаешь, сидеть, сеют, ходить, убегали.

Задание 3

По грамматическим основам составьте предложения, определите к какому типу они относятся.

1. Действие говорящего реально в будущем. 2. Действие не имеет деятеля и реально в настоящем. 3. Действие не имеет деятеля и нереально. 4. Побуждение к действию лица не участвующего в диалоге.

Задание 4.

Вам необходимо создать радиорепортаж (телевизионный репортаж). Используя односоставные предложения, опишите состояние человека или природы. Подумайте и опишите информационное событие, которое будет положено в основу этого репортажа.

Вариант 2

Задание 1

Выпишите только односоставные предложения. Пользуясь таблицей, проанализируйте грамматические основы в текстах

ТОСКА

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле. Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.

ЛУННЫЙ БЛИК

Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

Задание 2

Используя следующие глаголы, составьте односоставные предложения.

Пой, беги, чистят, читаешь, бегать, ждать, замирает, отцвели.

Задание 3

По грамматическим основам составьте предложения, определите, к какому типу они относятся.

1. Действие говорящего нереально. 2. Действие не имеет деятеля и нереально. 3. Побуждение к действию собеседника. 4. Реальное в прошлом выполняется не говорящим и не слушающим.

Задание 4.

Напишите репортаж (на любую тему) для печатного издания, используя односоставные предложения.