Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение
Цель: уметь анализировать многочленные сложные предложения.
Вариант 1
Задание 1
Проанализируйте сложные предложения с разными видами связи
1. Мы живем на земле в состоянии внутреннего раскола, от которого мы страдаем и который мы не умеем преодолеть: это расхождение между нашими лично-эгоистическими побуждениями и нашим Божественным призванием, которое мы иногда переживаем как внутреннее влечение, как духовную жажду (И. Ильин).
2. Я говорил правду –мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался (М.Лермонтов).
3. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании ее погибшей половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию (М.Лермонтов).
4. Естественно желать своему народу справедливости для того, чтобы открыть свободную дорогу творчеству и качеству - честности, совести, уму, таланту, гению; но неестественно разжигать в своем народе завистливую химеру равенства, для того чтобы «погасить высшие способности» (Достоевский, «Бесы»); и столь же неестественно внушать своему народу, что до водворения «полной справедливости» нельзя ни жить, ни творить культуру (русские революционные партии) (И. Ильин).
Задание 2.
Используя произведения известных современных публицистов, выпишите 7 многочленных сложных предложений. Укажите выходные данные цитат. Составьте схемы этих предложений.
Вариант 2
Задание 1
Проанализируйте сложные предложения с разными видами связи
1. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара (М.Лермонтов).
2. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. 3. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно, она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка (М.Лермонтов).
4. И этнический замес, и природные условия, и движение истории, где нельзя было сыскать и полувека, чтобы отдохнуть от войн, а все силы уходили на то, чтобы выстоять, выжить, спастись, — все это заложило такие черты, как сверхтерпеливость, способность увязить в себе любую чуждость (В.Распутин).
Задание 2.
Используя произведения известных современных публицистов, выпишите 7 многочленных сложных предложений. Укажите выходные данные цитат. Составьте схемы этих предложений.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2007.
Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М., 2006.
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой, Л.Л. Касаткина и др. В 2 частях. – М., 2007.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 2006.
Дополнительная:
Арутюнова Н.Д. Предложение и его соотнесенность с действительностью. – М., 1976.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2005.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2006.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. – СПб., 2007.
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 2005.
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 2006.
Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. – Л., 1989.
Клюев Е.В. Риторика. – М., 2005.
Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М, 1988.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981.
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской ре-
Новиков Л.А. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983.
Падучева Е.В. Предложение и его соотнесенность с действительностью. – М., 1996.
Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. – М., 2002.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.
Русская грамматика: В 2-х т. / Под ре. Н.Ю. Шведовой. – М., 1989/
Русский язык и культура речи. Учебник для ВУЗов под ред. Л.К.Граудина и Е.Н.Ширяева.
Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. – М., 2006.
Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд. – М., 1997.
Современный русский язык под ред. П.Я. Леканта. – М., 1988.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 2007.
Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 1941.
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение