§14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
©> 111. Письменно составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России».4)[ ], ( что). 7)[ ],[ ].
2) [ ], ( какой ). 5) (Хотя ), [ ]. 8) (Если ), [ то ].
3)(Когда), [ ]. 6)[ ].
Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части сложноподчинённого предложения и отвечают на вопрос определений какой?
К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:
к а к ой?
И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А. Пушкин)
Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова:
^jtajtoe?^
Детство — это путешествие, которое^ никому
не удалось совершить дважды. (В. Санин)
Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе, а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части:
к а кие?
X ^^ датТпГ^ Мне нравятся люди, которым небезразлична
х
жизнь страны. Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. — Мне нравятся х
люди, о которых слагают легенды.
Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Ми- китов)
113. Из теоретической части данного параграфа выпишите примеры, составьте вертикальную графическую схему каждого сложноподчинённого предложения.
©> 114. Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Используйте разные союзные слова, составляя предложения.
1) Туристы не спеша подошли к мосту, ... . 2) К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки, ... . 3) Мы живём теперь в доме, .... 4) Я в первый раз в жизни увидел море, ... . 5) Многие из людей, ..., поддерживали меня в трудную минуту. 6) На столе, ..., аккуратно были сложены чертежи и учебники.
Объясните, что объединяет все составленные вами предложения. Чем они отличаются? Сделайте вывод.
©> 115. Внимательно рассмотрите запись, расшифруйте её. Придумайте и запишите предложения, соответствующие указанным схемам. Сделайте вывод.
на которой о которой
®> 116. Преобразуйте данные предложения: на основе двух самостоятельных простых составьте одно сложноподчинённое, используя союзные слова чей, который.
1) На церемонии последнего школьного звонка выпускники с благодарностью говорили о своих учителях. Труд учителей благороден. 2) Я решил обратиться за помощью к другу. Преданность и порядочность друга проверены временем. 3) Волновало расставание с родным городом. Далёкие огни города уже растаяли в тумане.
Ш> 117. Закончите предложения, преобразовав их в сложноподчинённые с придаточным определительным. Соблюдайте правила пунктуации.
1) Вокруг развернулось такое строительство ... . 2) Известие ... взволновало многих. 3) Гнездо ... опусте-
ло. 4) Муссоны — это ветры ... . 5) Сложноподчинённое предложение — это ... . 6) Биссектриса — это такая прямая ....
В каких из этих предложений вы использовали указательные слова?
Ш> 118. Пользуясь толковым словариком учебника, составьте сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, давая толкование слов дилер, коммивояжёр, лицензия, маркетинг. В чём особенность употребления этих слов в речи?
119. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Нарисуйте горизонтальную схему каждого предложения.
1)Мы лучше посп..шим на бал куда стр..мглав в ямской к..рете уж мой Онегин поск..кал. 2) Деревня где скучал Евгений была прелес(?)ный уголок. 3) Берёзки которые при нём были только (что) посаже..ы около з..бора выр..сли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. 4) Была та смутная пора когда Россия молодая в б..рёньях силы напр..гая мужала с ген..ем Петра. 5) Берестов отв..чал с таким (же) усердием с каковым ц..пной медведь кланяе(т, ть)ся господам по приказанию своего в..жатого. 6) Конечно вы (н..) раз в..дали уез(?)ной барышн.. альбом что все подружки измарали (с) конца (с) начала и кругом. 7) Это случилось два дня после вечера описа(н, нн)ого (в) начале этой повеет., и (за) неделю перед той сценой на которой мы остановились.
{А. Пушкин)
Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. Какие из этих слов являются устаревшими?
Как вы понимаете значение слова измарали (предложение 6)?
Разберите по членам последнее предложение.
©> 120. По данному началу напишите небольшой текст, используя обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
Передо мной старая фотография моей семьи. На меня смотрят...
Возьмите на заметку!
Выделяется группа таких сложноподчинённых предложений с придаточным определительным, в главной части которых обязательно употребляется местоимение. Придаточная же часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопросы кто именно? что именно? Такие предложения некоторые учёные называют местоименно-соотносительными: Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно. (А. Куприн)
Указательное и союзное слова образуют в таких предложениях парные сочетания.
Наиболее распространёнными являются следующие модели:
[.../пот], (который, кто...).
[...тот, всякий, любой, каждый], (кто...).
[...таков], (каков...).
[...такой], (который, какой...).
[...то, всё], (что...).
В отличие от определительных придаточных, относящихся к существительному, местоименно-определи- тельные придаточные могут стоять и перед определяемым словом: Кто ищет, тот всегда найдёт. (В. Лебе- дев-Кумач)
©> 121. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.
Установите, какие структурные особенности объединяют эти предложения.
1) Кто любит всё тот (н..) любит ровно (н..)чего. (Д. Писарев) 2) Уже проходят к..раваны чрез те скалы
где н..сились лишь туманы да цари-орлы. (М. Лермонтов) 3) Ты запой мне ту песню что прежде нап..вала нам старая мать. (С.Есенин) 4) Удивительный вы человечище и как раз из таких в каких Русь нуждается. (М.Горький) 5) Вечер к..зался таким каким его утро об..щало. (М. Горький) 6) Упрёками и слезами (н..) в..рнёшь того что б..зв..звратно потер..но. (А.Чехов)
Тот (н..) писатель кто (н..) пр..бавил к зрению человека хотя (бы) (н..) много зоркости. (К. Паустовский)
Кто (н..) любит родную пр..роду тот (н..) знает народной души. (Н. Рыленков) 9) Это был тот знаменитый артист которого она видела на сцене в прошлом году. (Ю. Герман)
Проведите морфологический разбор слов, которые использованы в качестве указательных в этих предложениях.
Найдите 2—3 слова, в которых больше звуков, чем букв. Чем объясняется это несоответствие?
Расскажите, как вы понимаете смысл 7-го предложения.
©> 122. Используя модели (схемы) из рубрики «Возьмите на заметку!» (см. с. 91), составьте и запишите сложноподчинённые местоименно-соотносительные предложения.
®> 123. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. В качестве определяемого слова используйте существительные биржа, таможня, контракт (лексическое значение слов уточните по толковому словарику). Присоедините придаточную часть к главной с помощью союзного слова где.
©> 124. Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие слова в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слуховых образов? Назовите эти слова.
Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Составьте схемы этих предложений, объясните постановку знаков препинания.
Весеннее солнце било тёплыми радостно трепетавшими лучами. В сочной наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох какой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, ле-
тало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, йзжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня, а в кладбищенской роще переливалась звонкая перекличка иволги, зябликов, пеночек и малиновок.
(По В. Крестовскому)
Выпишите предложения с однородными членами. Разберите их по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие однородных членов в этом тексте?
Проведите морфемный и морфологический разбор причастий.
Разберите по членам последнее предложение.
Выберите слово для орфоэпического и фонетического разбора и проведите его устно и письменно.
Ш> 125. Объясните, какие нормы русского литературного языка нарушены в данных примерах. Спишите предложения, внося необходимую правку. Сделайте вывод.
1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга. 2) Которые коровы уже подоены, ложатся спокойно спать.
Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу.
Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью. 5) Наступило странное время. Которое можно было бы назвать ещё и незабываемым.
©> 126. Устраните повтор придаточных определительных, заменив одно из них обособленным определением — причастным оборотом.
1) На автобусной остановке, которая находится недалеко от нашего дома, я встретил своего товарища, с которым давно не виделся. 2) Вокруг поляны, на которой мы поставили палатки, растут берёзы, которые уже начали желтеть. 3) Туман, который затянул всё вокруг, принёс с собой сырость, которая пропитала нашу одежду.
127. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Укажите, какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения (однородными членами, обособленными членами, сравнительными оборотами, обращениями, вводными конструкциями и т. п.).
Мы сидели под старым деревом на простой (н..)кра- ше(н, нн)ой серой от времени скамье где (то) позади вашей станции, рядом со Святым колодц..м, откуда по железной трубке текла слабая перекрученная струйка родниковой воды сбегая потом в очень маленький круглый пруд, на четверть заросший осокой.
(Н..) вдалеке стояла сосна совсем (н..) похожая на те мачтовые сосны которые обычно растут в наших лесах стесняя друг друга и безмерно вытягиваясь (в) верх в поисках простора и света а сосна свободная одинокая и прекрасная в своей независимости с толстыми (лиро) подобными развилками (чешуйчато) розовыми и почти чёрной хвоей. И во всём этом п..йзаже было (не) что тонко живописное в игрушечном прудике превращавшемся во время короткого тёплого дождика в картинку кропотливо вышитую бис..ром в четырёх закруче(н, нн)ых облачках которые ползли по голубым линейкам неба как белые улитки на разной высоте и с разной скоростью но в одном направлении.
(В. Катаев)
1. Вслух выразительно прочитайте текст. Следите за интонацией, характерной для предложений с обособленными и однородными членами. Чтобы точнее передать интонацию, предварительно обозначьте в тексте паузы, повышение-понижение голоса, логическое ударение.
Попробуйте объяснить, почему этот текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложнёнными конструкциями.
Составьте горизонтальные схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Проведите синтаксический анализ этих предложений.
Ш> 128. 1. Ответьте на вопрос: какие картины К. Ф. Юбна вы знаете? Расскажите о них (устно).
2. Выразительно прочитайте текст. Что нового о художнике вы узнали?
Замечательный русский художник Константин Фёдорович Юон (1875—1958) во многих своих произведениях воспевает древние русские города, чья неповторимая, самобытная архитектура привлекает внимание живописцев.
Особую любовь Юон питал к Сергиеву Посаду, которому посвятил большое количество полотен. Первые работы относятся к 1903 году («К Троице», «Красные санки»). В течение двух десятилетий К. Ф. Юон неоднократно возвращается к изображению этого полюбившегося ему живописного подмосковного города, который привольно раскинулся среди широкой равнины. Художник пишет его и в ясную, морозную погоду, и в весеннюю распутицу, и в яркие, сверкающие, солнечные майские дни, и в летние лунные ночи.
Живописца радует декоративная красочность великолепного архитектурного ансамбля Троице-Сергие- вой лавры, что является образцом бессмертного творения русских умельцев.
Среди работ Троице-Сергиевого цикла подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день» (1910 г.). Она проникнута каким-то особым ликованием. Ясное, чистое небо, проплывающие по нему лёгкие облачка, глубокие, синие тени на чистом снегу, весёлая россыпь деревянных домиков посада на фоне виднеющейся вдалеке лавры. Сверкающие на солнце разноцветные крыши, светящиеся в солнечных лучах оранжевые деревянные стены домов, весёлая суета грачей, приветствующих весну...
Удивительное ощущение радости бытия, радости приближающейся весны, которое разлито в природе, ещё усиливается весёлыми жанровыми сценками... От этой торопливо снующей разноликой толпы особенно величественными кажутся мощные башни монастыря.
Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с определительными придаточными. Составьте горизонтальные схемы этих предложений. Затем перестройте эти предложения в простые с обособленными определениями — причастными оборотами. В каком(их) случае(ях) это невозможно сделать?
©> 129. Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины К. Ф. Юона «Весенний солнечный день» (1910 г.) и ещё раз прочитайте ту часть текста упр. 128, в которой описана картина. Дополните это описание своими наблюдениями, составив и записав несколько сложноподчинённых предложений с определительным придаточным.
ЗСП-З. До сих пор (н..) опуще^ая штора. (Н..) опуще^ая штора. Штора до сих пор (н..) опущена.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология