Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
Цель: уметь составлять и анализировать сложноподчиненные предложения.
Вариант 1.
Задание 1. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) простые предложения, 2) сложносочинённые предложения, 3) сложноподчинённые предложения 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова, составьте схемы.
1) Павел сменил в потолке розетку, и через минуту в кухне появился свет. (Н. О.) 2) Надо ехать, если он советует. (Гонч.) 3) Граф Семён Гаврилович очень желал устроить своему любимому питомцу самое блестящее будущее (Алданов). 4). У меня на участке оползень, а дом застрахован (Искандер). 5)В трубе жил испокон веков какой-то особенно упорный и голосистый домовой, который во время бури умел петь на два голоса. 6)Подъезжает он к тому месту, где тракт выходит из гор в Долину Свободы, глядь: впереди стоит какая-то женщина (Шукшин). 7) Все подивились изысканности Пашки – на него уже смотрели с нескрываемым веселым интересом (Шукшин).
Задание 2. Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Разберите предложения по схеме.
1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
Задание 3. Разберите сложноподчиненные предложения по схеме.
1. Когда ночью пришли с обыском, то обитатели квартиры решили защищаться (Л. Т.) 2. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. 3. Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. 4. Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей.
Задание 4. Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. …, как будто хотел мне что-то сказать.
Б. …, что слушали, не проронив ни слова.
Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.
А. Узнайте, пожалуйста,…
Б. С тех пор как мы поселились у озера,…
В. Девушка так мило улыбалась,…
Г. Мне нравятся песни,…
Задание 5.
Напишите статью для печатного издания на тему: «Нужна ли людям демократия?», используя сложноподчиненные предложения.
Вариант 2.
Задание 1.Выпишите предложения в следующем порядке: 1) простые предложения, 2) сложносочинённые предложения, 3) сложноподчинённые предложения 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова, составьте схемы.
1) День проводил Павел на лесопилке, а вечером бежал на электростанцию .(Н. О.) 2) Я хочу, чтобы моя новая книга была произведением ярким, волнующим душу, зовущим к борьбе. (Н. О.) 3) За болотцем, которое Мересьев прополз, открывалась поляна. (Б. П.) 4) Порывы ветра трепали деревья и вода фонтаном обливала стоящих, но они ничего не чувствовали. (Гл.) 5) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя. (Бубен.) 6) Поезд ушёл, его огни скоро исчезли. (Ч.) 7) Мой Трезор остановился, попятился. (Т.) 8) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)
Задание 2 Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Разберите предложения по схеме.
1. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
2. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
3. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Задание 3. Разберите сложноподчиненные предложения по схеме.
1. Я накинул на плечи шинель, потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости, и пошел искать машину. 2. Хотя она жила уже около трех недель в городе, я не видел госпожи Луизы близко в лицо. 3. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. 4. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Задание 4.
Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. …, что чуть не упал в воду.
Б. …, будто долго жила в Англии.
Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного. А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…
Б. Лишь только появилась первая трава,…
В. Я так долго не получал писем от своего друга,…
Г. Я расскажу о книге,…
Задание 5.
Напишите статью, используя сложноподчиненные предложения, для печатного издания на тему «Жареный петух клюнул».
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение