Методические указания
Работу по изучению курса русской литературы XVIII века следует начинать со знакомства с общей характеристикой общественной жизни того или иного этапа истории XVIII века и основными проблемами литературного движения. Для систематизации основных фактов исторической, культурной и литературной жизни России этого периода можно воспользоваться синхронистической таблицей, предложенной Л.А. Ольшевской и С.Н. Травниковым в учебном пособии "Литература Древней Руси и XVIII века".
Следующий этап предполагает чтение художественных текстов. Иногда лексика, синтаксис и морфологические формы XVIII века могут быть осмыслены только с помощью специальных лингвистических комментариев, что предполагает обращение к словарям разного типа.
Затем следует изучить соответствующие главы учебника, критической литературы, дополнительных пособий и научных исследований. Список учебной литературы по предмету достаточно разнообразен: он включает не только учебники и хрестоматии, но и многотомные истории русской литературы. Изучение работ русских критиков XVIII - XIX веков поможет Вам в выработке правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры; позволит увидеть разную интерпретацию художественного текста, его жизнь во времени и проверку временем его идейно-художественной ценности. Предложенная к изучению научно-исследовательская литература включает монографии историко-литературного характера, сборники статей о том или ином писателе или произведении, периодические издания исследований по русской литературе XVIII века (сборники "XVIII век", "Проблемы изучения русской литературы XVIII века"), представляющие научную ценность отдельные статьи. К изучению предлагаются также работы историков, лингвистов, философов.
Изучение специфики литературного движения XVII! века и анализ конкретных художественных текстов потребует отработки теоретических и историко-литературных понятий.
При изучении творчества писателя в целом необходимо уяснить фактический материал: основные вехи биографии писателя; его важнейшие произведения, время их создания и появления в печати: принадлежность к определенному идейному течению; позицию автора в литературной и общественной борьбе; объединение в группы, школы, участие в журнальной полемике и т.п. Вы должны уметь определить специфику идейного содержания и художественной формы произведений изучаемых авторов, уметь охарактеризовать жанровую систему писателя, своеобразие его метода и стиля, принадлежность к литературному направлению. На основе этого складывается понимание общей картины развития литературного процесса XVIII века.
Практические занятия по курсу истории русской литературы XVIII века являются неотъемлемой частью общего процесса изучения данного предмета. Материал практических занятий не дублирует соответствующие разделы лекционного курса. Его задача провоцировать интерес к исследовательской деятельности, активизировать творческий потенциал.
Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с перечнем контрольных вопросов и список литературы, включающий произведения художественного, критического, научно-исследовательского характера. Практические занятия достаточно разнообразны по жанру. Предполагается обращение к целостному анализу художественного произведения (например, "Оды на взятие Хотина" VI.В. Ломоносова), уделяется внимание проблеме эволюции творчества (на примере поэзии Г.Р. Державина), проводится сопоставительный анализ произведений (повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"). При выборе последовательности расположения тем принималось во внимание становление и развитие литературных направлений в России XVIII века, поскольку одной из главных задач практических занятий является формирование навыков соотнесения конкретных художественных произведений с закономерностями развития литературного процесса в целом.
Произведения, предлагаемые для изучения на практических занятиях, представляю! ведущие поэтические, драматические и прозаические жанры русской литературы XVIII века. Среди них сатира, ода, трагедия, комедия, путешествие, сатира, сентиментальная и предромантическая повести, "восточная повесть".
Первый этап подготовки к практическому занятию - чтение художественных текстов. Необходимо осмыслить содержание произведения, попытаться воссоздать логику художественной мысли автора, соотнести свои впечатления от прочитанного с вопросами плана практического занятия.
Следующий этап предполагает изучение критической и научной литературы. От Вас требуется не только умение правильно составить конспект, выделить главное в прочитанной монографии, подготовить план выступления на практическом занятии, но и творчески подойти к решению той или иной научной проблемы, сопоставить точки зрения авторов книг, определить свою позицию в научной полемике. Оформлению собственной позиции способствует коллективное творческое обсуждение темы практического занятия.
При подготовке к практическим занятиям стоит учесть, что список литературы - это, как правило, минимальный перечень наиболее значительных и важных литературоведческих работ. При возможности нужно использовать и другие исследования, обращаясь к разным источникам.
Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. - (http//www.lib.vsu.ru/).
Социальные и гуманитарные науки.
Литературоведение:
Библиографическая база данных.
1986-2004 гг. / ИНИОН РАН. - М., 2005. - (CD. ROM).
- Введение
- Методические указания
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Литература второй трети XVIII века. Русский классицизм
- Становление традиции стихотворной сатиры. А.Д. Кантемир
- Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи
- А.Д. Кантемир - сатирик
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
- Зарождение русской филологии. В.К. Тредиаковский
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- "Тилемахида"
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- Духовные оды Ломоносова
- Практическое занятие. Тема № 2. Одическое творчество м.В. Ломоносова. "Ода на взятие Хотина"
- А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
- Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- Практическое занятие. Тема № 4. "Недоросль" д.И. Фонвизина как социально-политическая комедия
- Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- Поэзия последней трети XVIII века
- Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- Г.Р. Державин
- "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- Философские оды Державина
- Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина. Образ автора в поэзии г.Р. Державина
- Русская проза 1760 - 1770-х годов
- А.Н. Радищев
- "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- Практическое занятие. Тема № 6. А.Н. Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
- И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- Творчество м.Н. Муравьева
- Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина
- Практическое занятие. Тема № 7. Повести н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"
- Поэзия и.И. Дмитриева