logo search
учебно-методическое пособие синтаксис

Планы лекционных занятий

Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц.

Цель занятия: определить предмет синтаксиса, рассмотреть основные синтаксические единицы.

План

  1. Определение понятия «синтаксис». Предмет синтаксиса как науки.

  2. Основные синтаксические единицы, их функции и структурная характеристика.

  3. Система синтаксических отношений и синтаксических связей в русском языке.

  4. Аспекты изучения синтаксических единиц.

Учебный материал

Синтаксис и предмет синтаксиса как науки. Связь синтаксиса с другими уровнями языка. Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, абзац, текст) их функции и структурная характеристика. Синтаксические отношения, их типология. Координативные (соединительные, разделительные, градационные) и субординативные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные) отношения. Грамматическое значение синтаксических единиц. Предикативные и полупредикативные отношения. Понятие синтаксической связи. Сочинение и подчинение. Присловные и неприсловные связи. Аспекты изучения синтаксических единиц: логический, структурный, коммуникативный, структурно-семантический.

Словосочетание как синтаксическая единица

Цель занятия: рассмотреть типологию словосочетаний.

План

  1. Словосочетание как «межуровневая» языковая единица. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке.

  2. Смысловая и формальная организация словосочетаний. Функционирование словосочетаний в речи.

  3. Вопрос о сочинительных словосочетаниях. Типы сочинительных словосочетаний (В.А. Белошапкова).

  4. Типы подчинительных словосочетаний.

Учебный материал

Словосочетание как «межуровневая» языковая единица. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке. Смысловая и формальная организация словосочетаний. Типы словосочетаний по их структуре: простые и сложные. Функционирование словосочетаний в речи. Вопрос о сочинительных словосочетаниях. Типы сочинительных словосочетаний (В.А. Белошапкова): открытые, закрытые. Типы подчинительных словосочетаний. Классификация словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова: глагольные, именные, наречные. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов: свободные, синтаксически несвободные. Классификация словосочетаний по синтаксической связи: согласование, примыкание, управление.

Простое предложение. Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения

Цель занятия: рассмотреть смысловую и коммуникативную организацию простого предложения.

План

  1. Простое предложение как монопредикативная единица. Грамматические характеристики предложения.

  2. Организация простого предложения: формальная, смысловая, коммуникативная.

  3. Концепция компонентного состава предложения В.А. Белошапковой.

  4. Парадигма предложения

  5. Коммуникативная организация простого предложения.

  6. Типология высказываний.

Учебный материал

Простое предложение как монопредикативная единица. Грамматические характеристики предложения. Синтаксическое время и синтаксическое наклонение, их отличие от соответствующих морфологических категорий.

Организация простого предложения: формальная, смысловая,

коммуникативная. Формальная организация простого предложения. Члены предложения. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Концепция компонентного состава предложения В.А. Белошапковой (предикативный центр, его обязательные и необязательные распространители, распространители распространителей). Структурная схема простого предложения. Минимальная и расширенная структурные схемы предложения. Компоненты минимальных структурных схем. Типология минимальных структурных схем. Список минимальных структурных схем. Типы расширителей структурных схем предложения.

Парадигма предложения. Широкое и узкое пониманиt парадигмы предложения.

Смысловая организация простого предложения. Значение предложения. Способы описания объективного содержания предложения: описание объективного содержания предложения с опорой на понятие пропозиции, с опорой на понятие его семантической структуры. Структура субъективного содержания предложения. Обязательные и необязательные модусные смыслы и способы их выражения в предложении. Эксплицитные и имплицитные смыслы в содержании предложения.

Коммуникативная организация простого предложения. Понятие высказывания. Коммуникативное задание и актуальная информация высказывания. Актуальное членение высказывания. Тема и рема.

Типология высказываний. Предложение как средство выполнения речевого действия. Понятие речевого акта. Типология речевых актов.

Основные структурно-семантические типы простого предложения

Цель занятия: рассмотреть типологию двусоставных и односоставных предложений, выявить особенности функционирования их в публицистических текстах.

План

  1. Членимые и нечленимые простые предложения.

  2. Типология односоставных предложений. Спорные вопросы классификации односоставных предложений.

  3. Полные и неполные предложения.

Учебный материал

Членимые и нечленимые простые предложения. Типы нечленимых предложений.

Типы членимых простых предложений: двусоставные и односоставные. Типология односоставных предложений: неопределенно-личные, определенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Инфинитивные предложения. Номинативные предложения.

Спорные вопросы классификации односоставных предложений. Типы простых предложений по наличию второстепенных членов: нераспространенные и распространенные.

Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения.

Особенности функционирования простых предложений в публицистических текстах.

Синтаксис осложнённого предложения

Цель занятия: рассмотреть основные типы обособлений в простом предложении.

План

  1. Понятие об осложненном предложении.

  2. Предложения, осложнённые однородными членами.

  3. Предложения с обособленными членами.

  4. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.

  5. Понятие об обращении. Способы выражения обращения

  6. Присоединительные конструкции. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций.

Учебный материал

Понятие об осложненном предложении. Осложнение семантическое и синтаксическое. Признаки осложненного предложения.

Виды осложнения. Предложения, осложнённые однородными членами. Связь однородных членов в предложении. Согласование в предложении с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания между однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Обособленные согласованные и несогласованные определения. Обособление приложения. Обособленные обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями. Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения. Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.

Понятие об обращении. Способы выражения обращения

Присоединительные конструкции. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций.

Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация. Сложносочинённое предложение

Цель занятия: рассмотреть структуру сложных предложений, охарактеризовать сложносочиненные предложения.

План

  1. Понятие о сложном предложении.

  2. Структура сложносочиненного предложения.

  3. Типы сложносочиненных предложений.

Учебный материал

Понятие о сложном предложении. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Средства выражения отношений между частями сложного предложения. Функции сложного предложения с текстах средств массовой информации.

Сложносочиненное предложение. Структура сложносочиненного предложения. Синтаксические отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами. Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные отношения.

Сложноподчиненное предложение

Цель занятия: охарактеризовать сложноподчиненные предложения.

План

  1. Сложноподчиненное предложение. Общие сведения. Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении. Многомерная динамичная классификация Максимова.

  2. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивной придаточной частью.

  3. Сложноподчиненные предложения с изъяснительно-объектной придаточной частью.

  4. Сложноподчиненные предложения с местоименно-соотносительной придаточной частью.

  5. Сложноподчиненные предложения с присоединительной придаточной частью.

  6. Многочленное сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Учебный материал

Сложноподчиненное предложение. Общие сведения. Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении. Многомерная динамичная классификация Максимова. Сложноподчиненные предложения расчаленной и нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивной придаточной частью. Сложноподчиненные предложения с изъяснительно-объектной придаточной частью. Сложноподчиненные предложения с местоименно-соотносительной придаточной частью. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места, условия, причины, образа действия и степени, времени, цели, уступительной, следствия, сравнительной. Сложноподчиненные предложения с присоединительной придаточной частью. Многочленное сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Бессоюзное предложение. Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи.

Цель занятия: охарактеризовать структуру бессоюзных предложений.

План

  1. Бессоюзное предложение. Общие сведения.

  2. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений однородного состава.

  3. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений неоднородного состава.

  4. Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи.

Бессоюзное предложение. Общие сведения. Виды бессоюзных сложных предложений. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений однородного состава. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений неоднородного состава.

Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи.

Сложное синтаксическое целое. Абзац. Чужая речь.

Цель занятия: рассмотреть структуру сложного синтаксического целого, абзаца.

План

1. Сложное синтаксическое целое как основная синтаксическая единица

текста. Типы сложных синтаксических целых по структуре и средствам

связи.

2. Абзац. Роль абзаца в тексте. Абзац в диалогическом и монологическом тексте.

3. Понятие чужой речи, ее функции и способы передачи. Прямая речь

как один из способов воспроизведения чужой речи. Ее структура.

4. Косвенная речь как способ передачи чужой речи. Строение

предложений с косвенной речью. Способы преобразования прямой речи в

косвенную.

Учебный материал

Сложное синтаксическое целое как основная синтаксическая единица

текста. Типы сложных синтаксических целых по структуре и средствам

связи. Параллельная и цепная связь.

Абзац. Роль абзаца в тексте. Абзац в диалогическом и монологическом тексте.

Понятие чужой речи, ее функции и способы передачи. Прямая речь

как один из способов воспроизведения чужой речи. Ее структура.

Косвенная речь как способ передачи чужой речи. Строение

предложений с косвенной речью. Способы преобразования прямой речи в

косвенную.

Синтаксис текста. Вопрос о единицах синтаксиса текста

Цель занятия: рассмотреть основные закономерности построения текстов.

План

  1. Текст. Современные подходы к исследованию текста.

  2. Виды информации в тексте.

  3. Членимость текста.

  4. Ретроспекция и проспекция.

  5. Интеграция и завершенность текста.

Учебный материал

Текст. Современные подходы к исследованию текста. Проблема определения текста. Виды информации в тексте. Членимость текста. Когезия (внутритекстовые связи), континуум. Ретроспекция и проспекция. Интеграция и завершенность текста.

Тенденции развития синтаксической системы современного русского языка.

Пунктуация. Основы русской пунктуации

Цель занятия: рассмотреть основные типы знаков препинания и принципы русской пунктуации.

План

  1. Принципы русской пунктуации.

  2. Знаки препинания отделяющие и выделяющие.

  3. Функции знаков препинания.

Учебный материал

Принципы русской пунктуации. Назначение пунктуации. Пунктуация и синтаксический строй русского языка. Пунктуация и интонация.

Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Функции знаков препинания.