logo search
1 Часть

Вопрос 2. Институализация pr в России 90-х гг.: особенности, предметная сфера, региональная дифференциация.

Начало PR - работы в СССР было связано с переводом иностранных книг по пиару, в частности С. Блэка. А.Н. Чумиков и М.П. Бочарова указывают, что процесс формирования российского PR с одной стороны вбирал в себя особенности пропаганды и агитации советского периода, а с другой - зарубежные методики. Причем главной особенностью российского PR была его политическая ориентация, а не экономическая, как за рубежом.

Первые PR - структуры появились в России в 90-ые годы. Их главной задачей было выполнение конпенсаторной функции для населения.

В начале 90- ых г. в нашей стране появляются первые PR- организации.

В 1991 г. была организована РАСО. 1 руковод. Сергей Борисов (?)

В 1992 г. на факультете Международной информации (позднее факультет журналистики) МГИМО появилась специализация СсО.

С 1992 г. проводятся ежегодные выставки PR.

Чумиков и Бочаров отмечают: PR в России перестает быть Московским, что было характерной чертой для первой половины 90-ых. Выделился целый ряд цетров PR: Н.Новгород, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.

Первая попытка написать периодизацию СсО в России была сделана В. Моисеевым (ген. Директором агентства «Имиджленд PR»), который выделил 3 этапа в истории развития СсО:

  1. 1988-1991г.- зарождение рынка PR, связанное с появлением соответствующий служб в гос. структурах и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR- услуги.

  2. 1991-1995 г.- стадия роста и становления.

  3. С 1996 характеризуется качественным скачком в развитии СсО.

На изменения в развитии системы СсО в России в этот период повлияли:

-завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;

-расширение и усложнение практик избирательной кампании, ставших одной из наиболее капиталоемких направлений PR- деятельности;

- возникновение новых секторов прессы

- кризис доверия к СМИ со стороны общества

Марина Анатольевна Шишкина рассматривает PR как социальный институт.

Первый период – доинституциональный (1988–1991 гг.), когда оформляется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

Второй период – первичная институционализация (1991–1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Третий период – вторичная институционализация (1994–1999 гг.). В 1994 г. была принята первая Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Первичным признаком институциализации, Шишкина считает создание соответствующей системы подготовки кадров.

В 1991 г. в Государственном образовательном реестре появилась специальность СсО. Подготовка специалистов началась в МГИМО, затем в Питтере, а в региональных ВУЗах она началась в Пензинсом Гос. Университете в 1995 г.

Однако рассматривать такое явление, как ПР в российском обществе

можно и несколько иначе. (Шпаковский Вячеслав Олегович и Шпаковская Светлана Вячеславовна авторы учебника ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СО)В частности с точки зрения развития его как общественного явления. В этом случае оно будет представлять собой последовательно сменяющие друг друга фазы.

Первая, когда явление находится в латентном состоянии и имеет потенцию к будущему развитию.

Вторая, когда явление бурно развивается и достигает пика своей социальной значимости.

Затем идёт фаза «ПЛАТО», которая может быть весьма длительной. После чего оно постепенно умирает или трансформируется в нечто адекватное новым условиям.

В связи с этим мы можем дать несколько иную периодизацию

российских СО, состоящую уже не из трёх, а из четырех отдельных

периодов:

1. 1985-1991 гг.: Эпоха перестройки, осознание несоответствия старой коммуникативной системы общества новым общественным отношениям, появление первых ПР-агентов.

2. 1991-1995 гг.: Развитие СО в столице России, начало преподавания СО в ряде ВУЗов страны.

3. 1996-2000 гг.: СО в стране формируется в виде системы имеющей мозаичный характер, т.е. где-то она есть, а где-то ещё нет. ПР приходит в регионы страны.

  1. 2000-2005 гг.: Активное развитие СО в центре и на местах, переход к массовой подготовке специалистов данного профиля.

В Нижегородской области сначала существовал отдел, затем комитет и, наконец, департамент по СсО и СМИ.

1996- увидело свет первое отраслевое издание, ж. «Советник», являющееся самым авторитетным изданием в сфере PR в РФ.

1991- РАСО стала членом Европейской Конфедерации PR (СУЗК)

1997- торгово-промышленная палата РФ совместно с Союзом журналистов России и РАСО учредила национальную премию в области СсО «Серебряный лучник»

1999 по инициативе РАСО разработана ХАРТИЯ «Полит. консультанты за честные выборы»

16 марта 1999- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей - АКОС. В нее вошли 13 наиболее прогрессивных Российских PR- агентств (только независимые коммерческие PR- структуры). В 1999 АКОС вступила в Международ. Комитет Ассоциаций компаний - консультантов в сфере PR.