logo search
2010_mmla_umk

5.1. Общие рекомендации

Лекционные, практические и семинарские занятия должны быть направлены на формирование понимания сущности ряда математических методов и информационных технологий, получивших признание в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях, и умений применять их на практике при проведении лингвистического анализа с целью повышения конкурентоспособности будущих лингвистов. Решение этих задач возможно на основе интегрированного подхода и должно увязываться с результатами постоянного мониторинга потребностей общества, динамики производственных требований и социального заказа.

Освоение студентами таких методов, как контент-анализ, структурно-вероятностное моделирование языка и речи, экспертиза авторства текста, позволит им подготовиться к практической деятельности в таких сферах, как разнообразнейший политологический, социологический, культурологический анализ, лингвистическое обеспечение PR-технологий, рекламная деятельность, судебно-филологическая экспертиза и т.п. Очевидно, что в рамках небольшого спецкурса все эти проблемы в полном объёме решить невозможно, однако необходимо и возможно частично ознакомить с ними студентов и указать направления и пути их дальнейшего решения.

В процессе лекционных занятий студенты должны сформировать убеждение о необходимости использования в своих будущих исследованиях новейших (в том числе и электронных) материалов по теории и практике применения математических методов в лингвистическом анализе, методик статистического эксперимента и контент-анализа,.

На практических и семинарских занятиях необходимо вырабатывать у студентов собственное отношение к применению математических методов в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях и формировать умение применять некоторые из них на практике при проведении лингвистического анализа. Занятия должны проводиться в виде творческих дискуссий по тематике курса, анализа практических и лабораторных работ, демонстрации информационных технологий лингвистического анализа в компьютерной лаборатории. Темы семинарских занятий и вопросы для обсуждения могут варьироваться в зависимости от профессиональных интересов студенческой аудитории.

Важнейшим компонентом курса является самостоятельная работа студентов. Поскольку курс призван сформировать у студента способность к рефлексивному анализу возможностей и значимости количественных методов для языкознания через собственный опыт, рекомендуется использовать различные формы самостоятельной работы – работа со справочной и учебной литературой, проведение анализа текстов на основе количественных методов, формулирование лингвистических задач и методики их решения с помощью статистического моделирования и т.п.