logo search
Учебник для общеобразовательных учреждений

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

      1. Используя материалы таблицы упр. 99, расскажите о сложноподчинённых предложениях с обстоятельственными придаточными. Иллюстрируйте свой рассказ примерами.

142. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Определите вид сложноподчинённых предложений с обсто­ятельственными придаточными. Составьте горизонтальную схе­му каждого предложения.

1) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе что уже (н..) мог я ра(с, сс)таться с тетрадью и ч..рнильницей. 2) Ох, лето красное! Любил (бы) я тебя когда (б) (н..) зной, да пыль, да комары, да мухи. 3) Но лишь божестве(н, нн)ый глагол до слуха чуткого к..снётся душа поэта встрепенётся, как пробудив­шейся орёл. 4) Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе пока (н..) дремл..щий брегет (н..) прозвонит ему обед. 5) Почтенный замок был построен как замки строи(т, ть)ся должны. 6) На другой день Алексей, твёрдый в своём намерении, рано утром поехал к Муромскому да (бы) открове(н, нн)о с ним объясниться. 7) С тех пор изучение сих записок за­няло меня исключительно ибо увидел я возможность извлеч(?) из них повествование стройное любопытное и поучительное. 8) Бабушка (до) сих пор любит его (без) пам..ти и сердится если говорят об нём с (н..) уваже­нием.

(А. Пушкин)

        1. Найдите устаревшие слова, объясните их значение, прове­рив себя по толковому словарику. Укажите, какое из этих слов является союзом. Какое значение он передаёт?

        2. Проведите морфологический разбор одного союза, одной частицы, одного предлога (на выбор).

ТЕКСТ § 17. Строение текста

®> 143. Расскажите о том, как строится текст; какие способы развития мысли и средства связи предложений в нём использу­ются. При подготовке к ответу вам помогут схемы.

Возьмите на заметку!

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

_ последовательная

Связь предложении в тексте С

^ параллельная

Схема последовательного строения текста: «данное» — «новое»

I

«данное» — «новое»

I

«данное» — «новое» Схемы параллельного строения текста:

          1. «данное» — «новое»

I

«данное» — «новое»

I

«данное» — «новое»

общая тема —

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические:

«новое» «новое»

«данное» — «новое»

слова одной тематической группы; слова со значением «целое и его части»;

прямой повтор; синонимы; антонимы.