§11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
В современной науке принято различать понятия «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы».
Художественный стиль речи — это один из функциональных стилей речи. Так же как и у других стилей речи, у него есть своя особая сфера применения — искусство слова, художественная литература, и своя особая функция речи — эстетическая. Художественная речь воздействует на чувства, она будит воображение, пробуждает в нас чувство прекрасного. Учёный мыслит понятиями, художник — образами. Первый рассуждает, анализирует, доказывает, второй — рисует, показывает, изображает.
Художественная речь — это речь изобразительная, образная. В ней используются конкретная лексика, слова с переносным значением, различные изобразительно-выразительные средства, основанные на переносе значения: эпитеты, метафоры, сравнения.
Язык художественной литературы — понятие более широкое, чем художественный стиль. В художественном произведении в авторской речи обычно используется художественный стиль, в речи же персонажей могут присутствовать все прочие стили: чаще всего разговорный, но, если того требуют описываемые ситуации, в речи героев мы встречаемся и с публицистическими, и с научными, и с деловыми высказываниями.
Стиль речи персонажа автор использует как средство создания образа, как средство характеристики героя произведения.
Различные иностилевые вкрапления — отдельные слова и выражения, характерные для других стилей, — могут употребляться в художественной речи с определённой стилистической целью, чаще всего для достижения иронического или юмористического эффекта.
Прочитайте текст. Охарактеризуйте ситуацию (кто, с кем, где говорит?) и задачи речи (зачем говорит?). (См. таблицу на с. 10.)
Назовите основные стилевые черты, отразившиеся в этом отрывке (непринуждённость или официальность, эмоциональность или бесстрастность). Какой стиль использует автор художественного произведения в речи персонажа? С какой целью?
(Отчима переводят на Север. Мама и младший брат едут с ним.)
А я? — спрашивает пятилетний Серёжа, уже догадываясь, что его не берут...
А я!! — в страхе повторяет Серёжа, топая ногой.
Во-первых, не топай, — говорит мама и перестаёт его ласкать. — Это что ещё такое — топать?! Чтоб я больше этого не видела! А во-вторых, давай обсудим: как же ты сейчас поедешь? Ты только что после болезни. Ты ещё не поправился. Чуть что, у тебя температура. Мы ещё неизвестно как устроимся. И климат тебе не подходит. Ты там будешь болеть и болеть, и никогда не поправишься. И с кем я тебя буду больного оставлять? Доктор сказал, что тебя пока нельзя везти.
(В. Панова)
Выпишите из текста разговорные конструкции и подберите к ним синтаксические синонимы, стилистически нейтральные или книжные.
Образец. Это что ещё такое — топать?! — Топать нельзя (не следует).
Прочитайте отрывок из художественного произведения. Какой функциональный стиль используется в речи персонажей? С какой целью?
У нас недавно случай был, — заговорил Костя. — Пошли бабы в лес за малиной на остров... Берут.
А с той стороны острова — протока, она летом мелеет здорово. Ну, медведь и перешёл её...
Медведь?
Медведь. Перебрёл, значит, и тоже к малинке, они любят её. А одна баба у нас есть, смешная такая!.. Наткнулась на рясный куст и успевает в две руки, и успевает. Вдруг слышит: с той стороны кто-то подошёл к кусту... А куст-то большой — не видно. А она и говорит: «Это ты, Нюра?» Думала, товарка с той стороны подошла. А медведь-то как рявкнет!.. — Костя засмеялся. Нина слушала. — Как он рявкнул, баба бросила ведро и бежать. Бежит и орёт дурным голосом: «Мишенька, у меня дети маленькие!» — Костя опять засмеялся, долго смеялся, представив, как летела по кустам перепуганная баба.
А он что, он за ней, что ли?
Медведь? Да нет, он в другую сторону побежал — к протоке. Он сам напугался.
(В. Шукшин)
Найдите в тексте примеры стилистически окрашенных языковых средств:
а) сниженную разговорную лексику;
б) разговорную фразеологию, частицы, союзы;
в) разговорный синтаксис:
неполные предложения;
односоставные предложения;
обращения;
удвоение сказуемых;
вопросительные, восклицательные предложения;
вводные слова.
Как характеризует рассказчика его речь?
@>82. Прочитайте отрывок из романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Отметьте вертикальной чертой границы разных стилей, использованных в этом тексте. Укажите, какие это стили и какова их роль в художественном произведении.
Звеня шпорами, полковник Малышев поднимался по лестнице гимназии ко входу в зал. Кривая кавказская шашка с вишнёвым темляком болталась у него на
левом бедре. Он был в фуражке чёрного буйного бархата и длинной шинели с огромным разрезом позади. Лицо его было озабочено. Студзинский торопливо подошёл к нему и остановился, откозыряв.
Малышев спросил его:
Ну как?
Драться будут. Но полная неопытность. На сто двадцать юнкеров восемьдесят студентов, не умеющих держать в руках винтовку.
Тень легла на лицо Малышева. Он замолчал...
Они вошли в зал.
Смир-р-р-но. Га-саа [господа] офицеры! — прокричал Студзинский.
Здравствуйте, артиллеристы!
Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссёр, взмахнул рукой, и серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стены.
Здра-рра-жла-гсин... [Здравия желаем, господин...] полковник!
Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил:
Бесподобно... Артиллеристы! Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал, и потому скажу коротко. <...> Многие из вас воспитанники этой знаменитой гимназии. Старые её стены смотрят на вас. И я надеюсь, что вы не заставите краснеть за вас. Артиллеристы мортирного дивизиона! Отстоим Город великий в часы осады. <...> Постарайтесь, артиллеристы!
Га-а-а... Га-а... — ответила колючая гуща, подавленная бойкостью выражений господина полковника.
Выпишите из текста фрагменты художественного стиля и подчеркните в них примеры синтаксических конструкций, способствующих созданию изобразительной речи:
а) определительные словосочетания;
б) однородные сказуемые;
в) обстоятельства образа действия;
г) сравнительные обороты.
83. Прочитайте текст. Выпишите из него высказывания героя, относящиеся по стилю к научной, разговорной и официально-деловой речи.
Подчеркните в каждом отрывке характерные для данного стиля языковые средства.
...Папа всегда весёлый и всегда чему-нибудь обязательно радуется.
Проснётся утром, скажет с удивлением:
Живой, значит, живём.
И произносит торжественно, как стихи:
Материя вечна и бесконечна, материя есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Она не исчезает и не создаётся вновь. Она несотворима и неуничтожаема и только меняет свои формы.
Мама спрашивает снисходительно:
Ты что, к семинару зубришь?
Папа смеётся:
Снилось, будто я убитый. Такой молитвой на фронте от страха лечился. И знаешь, помогало!
Про войну он рассказывает только что-нибудь смешное:
Ползу, а на спине термос со щами. Как дали по мне очередь! Потекло, даже ошпарило. Скинул, гляжу — хлещет. Придумал! Заткнул пробоину хлебным мякишем и в полном порядке щи доставил...
Про маму он говорит доверительно:
Она у нас с тобой слабо активный товарищ по линии домашнего хозяйства.
(В. Кожевников)
С какой целью автор использует в художественном произведении различные стили?
Как характеризует героя произведения его речь? Каким человеком представляется он вам? Подготовьте устное рассуждение.
®> 84. Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Найдите в тексте иностилевые вкрапления и объясните их стилистическую роль.
МОЙ ДРУГ
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А что вы удивляетесь? — сказал мой друг. — Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»
(По Ф. Искандеру)
Объясните смысл и стилистическую окраску выражений.
Профсоюзный босс, музыкальная злопамятность,
разорванность сознания, золотой сон Новгорода.
Найдите в тексте иронически употреблённые слова и выражения.
Объясните правописание слов.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный; искусство, босс, коллеги, процесс; (не) стремящейся, (не) наживающей, никак, не мог, (не) было.
65
3 Русский и л>|к 9 класс
План текста | Композиция текста | Типологическое строение текста | Характерные языковые средства |
1. Знакомство | Экспозиция | Повествование |
|
2. Интеллигентный человек | Общая характеристика героя | Описание |
|
3. Необычайная открытость, доверчивость | Характеристика отдельных черт | Рассуждение- размышление | Цепь вопросов, эпитеты, метафоры, разговорная лексика |
4. Неприятие зла, лжи и фальши | Характеристика отдельных черт | Рассуждение- объяснение | Устойчивые словосочетания, употребление слов в не свойственном им значении |
5. Проницательность и доброта | Характеристика отдельных черт | Повествование | Оценочная лексика, ино- стилевая сниженная лексика |
6. Тонкая наблюдательность, ироничный ум | Характеристика отдельных черт | Описание. Повествование | Ироническое использование иностилевой лексики и синтаксических структур |
7. Широкая образованность | Характеристика отдельных свойств личности | Описание | Научная, искусствоведческая, культурно- историческая терминология |
Окончание табл.
План текста | Композиция текста | Типологическое строение текста | Характерные языковые средства |
8. «Не сгинет страна...» | Концовка | Оценка | Восклицательные предложения, лексика высокого стиля |
2. Напишите подробное изложение. Постарайтесь сохранить в нём стилистические особенности исходного текста.
©> 86. Альтернативное задание — анализ текста. Опираясь на схему упр. 85, составьте письменную характеристику текста. Укажите в ней, к какому стилю и жанру относится текст; назовите тему и основную мысль; охарактеризуйте композицию, план, типологическое строение текста, стилистические особенности использованных языковых средств. Каким стилем речи вы воспользуетесь при этом?
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сф
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология