Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
Работа заключается в проведении статистического анализа газетного текста по грамматическим категориям и должна быть сдана преподавателю для проверки на 2-ом практическом занятии.
Задание для отделения иностранных языков
Для выполнения работы необходимо взять 1 статью из газеты на английском (немецком, французском) языке объемом 250-350 словоупотреблений: статья должна относиться к рекламномужанру (т.е. быть либо явным рекламным текстом, либо рекламным сообщением, облеченным в форму традиционных газетных жанров – заметок, корреспонденций, интервью, очерков). Сделать перевод этой статьи на русский язык.
1 этап. Используя раздел «Аналитическая грамматика словаря» из «Частотного словаря русского языка» под ред. Л.Н. Засориной (в дальнейшемЧС), справочную литературу по грамматике (в т.ч. словари), определите для каждой единицы анализа её грамматическую категорию и заполните таблицу дляпереведенноготекста. Подобную таблицу заполнить дляоригинальноготекста (на английском, немецком, французском языке).
Грамматические категории | Абсолютная частота (F) | Относительная частота (f) | |
| Существительное |
|
|
| Глагол |
|
|
| Прилагательное |
|
|
| Наречие |
|
|
| Числительное |
|
|
| Местоимение |
|
|
| Союз |
|
|
| Предлог |
|
|
| Частица |
|
|
| Причастие |
|
|
| Остальные |
|
|
| ИТОГО (общая сумма) |
|
|
Примечание: в строке «Остальные» значение абсолютной частоты F не должно превышать 3-4.
2 этап. (Выполняется для переведенного текста). Проведите анализ распределения частот грамматических категорий слов, сравнив полученные данные с данными таблицы № 4, приведенной в приложении 4 частотного словаря (ЧС), а также с полученными данными поНКРЯв задании№ 3:
- проанализируйте расхождения и совпадения относительных частот грамматических категорий слов, полученных Вами, со средними значениями в ЧСдля всех функциональных стилей (жанров) и с полученными значениями вНКРЯ; укажите возможные на Ваш взгляд причины этих расхождений и совпадений;
- определите функциональный стиль, к которому «тяготеет» этот отрывок и можно ли однозначно ответить на этот вопрос;
- какие типы текстов могут давать похожие таблицы;
- можно ли «догадаться», и каким образом, о содержании текста только по таблице частот;
3 этап. Проведите сравнительный анализ распределения частот грамматических категорий слов в полученных Вами таблицах (для оригинального текста и переведенного текста). Является ли переведенный Вами текст «типичной» статьей современной рекламы (см. таблицу по НКРЯ).
Задание для филологического и переводческого отделений
Для выполнения работы необходимо взять 2 газетные статьи объемом 350-500 словоупотреблений каждая: одна из статей должна относиться к рекламномужанру (т.е. быть либо явным рекламным текстом, либо рекламным сообщением, облеченным в форму традиционных газетных жанров – заметок, корреспонденций, интервью, очерков), другая – носитьобщественно-политическийхарактер.
1 этап. Используя раздел «Аналитическая грамматика словаря» из «Частотного словаря русского языка» под ред. Л.Н. Засориной (в дальнейшемЧС), справочную литературу по грамматике (в т.ч. словари), определите для каждой единицы анализа её грамматическую категорию и заполните таблицу для каждой газетной статьи отдельно.
Грамматические категории | Абсолютная частота (F) | Относительная частота (f) | |
| Существительное |
|
|
| Глагол |
|
|
| Прилагательное |
|
|
| Наречие |
|
|
| Числительное |
|
|
| Местоимение |
|
|
| Союз |
|
|
| Предлог |
|
|
| Частица |
|
|
| Причастие |
|
|
| Остальные |
|
|
| ИТОГО (общая сумма) |
|
|
Примечание: в строке «Остальные» значение абсолютной частоты F не должно превышать 3-4.
2 этап. Проведите анализ распределения частот грамматических категорий слов, сравнив полученные данные с данными таблицы № 4, приведенной в приложении 4 частотного словаря (ЧС):
- проанализируйте расхождения и совпадения относительных частот грамматических категорий слов, полученных Вами, со средними значениями в ЧСдля всех функциональных стилей (жанров); укажите возможные на Ваш взгляд причины этих расхождений и совпадений;
- определите функциональный стиль, к которому «тяготеет» этот отрывок и можно ли однозначно ответить на этот вопрос;
- какие типы текстов могут давать похожие таблицы;
- можно ли «догадаться», и каким образом, о содержании текста только по таблице частот;
3 этап. Проведите сравнительный анализ распределения частот грамматических категорий слов в двух полученных Вами таблицах, выявив особенности рекламного жанра. Является ли Ваш рекламный текст «типичной» статьей современной рекламы (см. таблицу по НКРЯ)?
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание