logo search
2010_mmla_umk

Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»

Работа заключается в проведении статистического анализа газетного текста по грамматическим категориям и должна быть сдана преподавателю для проверки на 2-ом практическом занятии.

  1. Задание для отделения иностранных языков

Для выполнения работы необходимо взять 1 статью из газеты на английском (немецком, французском) языке объемом 250-350 словоупотреблений: статья должна относиться к рекламномужанру (т.е. быть либо явным рекламным текстом, либо рекламным сообщением, облеченным в форму традиционных газетных жанров – заметок, корреспонденций, интервью, очерков). Сделать перевод этой статьи на русский язык.

1 этап. Используя раздел «Аналитическая грамматика словаря» из «Частотного словаря русского языка» под ред. Л.Н. Засориной (в дальнейшемЧС), справочную литературу по грамматике (в т.ч. словари), определите для каждой единицы анализа её грамматическую категорию и заполните таблицу дляпереведенноготекста. Подобную таблицу заполнить дляоригинальноготекста (на английском, немецком, французском языке).

Грамматические категории

Абсолютная частота (F)

Относительная частота (f)

Существительное

Глагол

Прилагательное

Наречие

Числительное

Местоимение

Союз

Предлог

Частица

Причастие

Остальные

ИТОГО (общая сумма)

Примечание: в строке «Остальные» значение абсолютной частоты F не должно превышать 3-4.

2 этап. (Выполняется для переведенного текста). Проведите анализ распределения частот грамматических категорий слов, сравнив полученные данные с данными таблицы № 4, приведенной в приложении 4 частотного словаря (ЧС), а также с полученными данными поНКРЯв задании№ 3:

- проанализируйте расхождения и совпадения относительных частот грамматических категорий слов, полученных Вами, со средними значениями в ЧСдля всех функциональных стилей (жанров) и с полученными значениями вНКРЯ; укажите возможные на Ваш взгляд причины этих расхождений и совпадений;

- определите функциональный стиль, к которому «тяготеет» этот отрывок и можно ли однозначно ответить на этот вопрос;

- какие типы текстов могут давать похожие таблицы;

- можно ли «догадаться», и каким образом, о содержании текста только по таблице частот;

3 этап. Проведите сравнительный анализ распределения частот грамматических категорий слов в полученных Вами таблицах (для оригинального текста и переведенного текста). Является ли переведенный Вами текст «типичной» статьей современной рекламы (см. таблицу по НКРЯ).

  1. Задание для филологического и переводческого отделений

Для выполнения работы необходимо взять 2 газетные статьи объемом 350-500 словоупотреблений каждая: одна из статей должна относиться к рекламномужанру (т.е. быть либо явным рекламным текстом, либо рекламным сообщением, облеченным в форму традиционных газетных жанров – заметок, корреспонденций, интервью, очерков), другая – носитьобщественно-политическийхарактер.

1 этап. Используя раздел «Аналитическая грамматика словаря» из «Частотного словаря русского языка» под ред. Л.Н. Засориной (в дальнейшемЧС), справочную литературу по грамматике (в т.ч. словари), определите для каждой единицы анализа её грамматическую категорию и заполните таблицу для каждой газетной статьи отдельно.

Грамматические категории

Абсолютная частота (F)

Относительная частота (f)

Существительное

Глагол

Прилагательное

Наречие

Числительное

Местоимение

Союз

Предлог

Частица

Причастие

Остальные

ИТОГО (общая сумма)

Примечание: в строке «Остальные» значение абсолютной частоты F не должно превышать 3-4.

2 этап. Проведите анализ распределения частот грамматических категорий слов, сравнив полученные данные с данными таблицы № 4, приведенной в приложении 4 частотного словаря (ЧС):

- проанализируйте расхождения и совпадения относительных частот грамматических категорий слов, полученных Вами, со средними значениями в ЧСдля всех функциональных стилей (жанров); укажите возможные на Ваш взгляд причины этих расхождений и совпадений;

- определите функциональный стиль, к которому «тяготеет» этот отрывок и можно ли однозначно ответить на этот вопрос;

- какие типы текстов могут давать похожие таблицы;

- можно ли «догадаться», и каким образом, о содержании текста только по таблице частот;

3 этап. Проведите сравнительный анализ распределения частот грамматических категорий слов в двух полученных Вами таблицах, выявив особенности рекламного жанра. Является ли Ваш рекламный текст «типичной» статьей современной рекламы (см. таблицу по НКРЯ)?