Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
1. Трагедия как высокий жанр классицизма. А.П. Сумароков о целях и специфике трагедии. Как соотносится выработанная Сумароковым драматургическая система с традициями западноевропейской классицистической трагедии? В чем заключается отход от принятого Сумароковым канона? Представление драматурга о функции театрального зрелища. Оригинальность решения проблемы трагического конфликта у Сумарокова. Проблема личности в русском общественном сознании XVIII века. Определяющая роль идеи государственности в общественной идеологии. Приоритет общественного долга перед другими интересами.
2. Историческая основа трагедии как возможность для постановки Сумароковым политических и философских проблем. Идейно-художественная функция обращения драматурга к национальной истории. История и современность в трагедии Сумарокова. Характер историзма в русской классицистической драматургии.
3. Разум и его отношение к страстям в концепции Сумарокова. Проблема "страсти" в произведении.
4. Своеобразие трагического конфликта и сюжета в "Димитрии Самозванце". Основные сюжетные линии пьесы и их взаимодействие. Внешний и внутренний конфликты в произведении, пути их разрешения. Роль любовной коллизии. Связь этической направленности трагедии с политической проблематикой. Концепция зла в произведении. "Царь" и "истина" в представлении героев трагедии.
5. Принципы построения характеров в трагедии Сумарокова. Почему драматург до минимума сокращает число персонажей? Почему Сумароков нарушает принципы создания образной системы классицистической трагедии? Своеобразие положения главного героя в системе образов произведения. Основные приемы создания образа Самозванца.
6. Особенности стиля трагедии Сумарокова. Почему трагедии классицистов называют "трагедиями разговоров"?
7. Место и значение трагедии "Димитрий Самозванец" в творчестве Сумарокова и в развитии русской драматургии.
Тексты
Сумароков А.П. Эпистола I ("О русском языке"): Эпистола II ("О стихотворстве"); Димитрий Самозванец*; Рогоносец по воображению; Наставление хотящим быти писателями; "Савушка грешен..."; "Терпи, моя душа, терпи различны муки..."; "Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой..."; " Мы друг друга любим, что ж нам в том с тобою?"; О благородстве; Хор ко превратному свету: Жуки и пчелы; Коловратность; Ворона и лиса; "Грабители кричат: "Бранит он нас!.."; Оды вздорные (I-III); Письмо о некоторой заразительной болезни; О домостроительстве: О стихотворстве камчадалов / А.П.Сумароков // Русская литература XVIII века сост. Г.П. Макогоненко. - Л., 1970. - С. 110 - 146.
Основная литература
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе / Ю.В. Стенник. - Л., 1981.-С. 68-74*.
Москвичева Г.В. Русский классицизм I Г.В. Москвичева. - VI., 1986. - С. 48 - 73.
Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII - XVIII веков / В.А. Бочкарев.-М., 1988.-С. 112-142.
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. - М., 1998.-С. 147-154.
Дополнительная литература
Серман И. 3. Русский классицизм / И.З. Серман. - Л., 1973.-С. 87- 115*.
Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века / Г.Н. Моисеева. - Л., 1980. - С 171-182.
- Введение
- Методические указания
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Литература второй трети XVIII века. Русский классицизм
- Становление традиции стихотворной сатиры. А.Д. Кантемир
- Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи
- А.Д. Кантемир - сатирик
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
- Зарождение русской филологии. В.К. Тредиаковский
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- "Тилемахида"
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- Духовные оды Ломоносова
- Практическое занятие. Тема № 2. Одическое творчество м.В. Ломоносова. "Ода на взятие Хотина"
- А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
- Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- Практическое занятие. Тема № 4. "Недоросль" д.И. Фонвизина как социально-политическая комедия
- Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- Поэзия последней трети XVIII века
- Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- Г.Р. Державин
- "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- Философские оды Державина
- Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина. Образ автора в поэзии г.Р. Державина
- Русская проза 1760 - 1770-х годов
- А.Н. Радищев
- "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- Практическое занятие. Тема № 6. А.Н. Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
- И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- Творчество м.Н. Муравьева
- Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина
- Практическое занятие. Тема № 7. Повести н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"
- Поэзия и.И. Дмитриева