logo search
Книга PR-дискурс

Модель научного и псевдонаучного дискурса

Становление современного типа науки в Новое время порождает проблему пиар-дискурса науки. Она заключается в необходимости установления публичных связей между научным сообществом и общественностью. Научное знание предшествующей исторической эпохи (Средневековья), отличалось рядом особенностей и занимало существенно иное положение в культуре и обществе, что объясняет отсутствие данной проблемы тогда.

В Новое время ситуация меняется:

- наука становится самостоятельной сферой жизни общества и мощным социальным институтом;

-возникает особая социальная группа людей, занятых интеллектуальным производством;

- складывается индустриальный тип общества, в котором материальное производство становится систематическим применением науки, прежде всего – естествознания; индустриальные технологии глубоко проникают во все сферы жизни общества, радикально преобразуя их (быт, образование, здравоохранение, транспорт, связь, и т.п.);

- формируется особенный тип интеллектуальной деятельности, рождающий и свой специфический язык, и свой этос.

Впечатляющее преобразующее воздействие научной деятельности и ее результатов на жизнь человека и общества, связанные с ним надежды на разрешение множества фундаментальных проблем (ожидания) по-новому организуют взаимосвязь науки и ученых с общественностью.

Старые сферы общественного сознания и практики, такие как религия, искусство, мораль, право, политика, подвергаются преобразующему воздействию со стороны науки. Наука в исторически короткие сроки своим влиянием (через посредство технологий) неузнаваемо меняет жизнь людей. Ученые превращаются во влиятельное сообщество. Вокруг науки и ученых в обыденном сознании возникает ореол могучей силы, основанной на предельном развитии рационально-логического мышления. В это время складывается множество мифов, сохраняющих живучесть до настоящего времени:

- наукой занимаются какие-то особенные люди, которых отличают необыкновенные свойства: ум, интуиция, воображение, изобретательность; они сосредоточивают в себе предельное развитие этих способностей, массовой профессией наука стать не может;

- наука – вещь загадочная, потому что в силу своей предельной сложности обыкновенному человеку она непонятна и непосильна;

- наука «может все» или почти все: многое из того, что еще не так давно казалось чем-то несбыточным, фантастическим, выходит из научных лабораторий и центров в виде повседневных вещей (лекарства, взрывчатые вещества, оружие огромной разрушительной силы, летательные аппараты, электрические машины и освещение, телефоны, скоростной, независимый от времен года наземный, воздушный и морской транспорт, проникновение в недоступные прежде области окружающего мира и т.п.);

- наука является единственным надежным средством решения всех проблем (болезней, голода, стихийных бедствий, подъема благосостояния и уровня развития страны, воспитания молодежи, укрепления обороноспособности и т.п.).

Действительно, складывание науки как весьма важной сферы жизни общества, оказывающей столь мощное воздействие на материальное производство и экономику в целом, на обороноспособность государства, уровень развития страны и ее населения, а кроме того – появление отрасли, через которую проходят значительные материальные и финансовые ресурсы, формирование довольно закрытой для обыденного сознания сферы деятельности с непонятными для него правилами, приемами — уже это все делало необходимым установление неких специальных публичных связей между научно-образовательными сообществами и общественностью. Возникала необходимость объяснить, сообщить общественности целый ряд важных моментов:

- цели и задачи научных исследований и развития науки (чего можно ожидать от науки в ближайшее время и в грядущей перспективе);

- мнение ученых, экспертное знание науки по поводу злободневных или перспективных фундаментальных проблем, упование на объективность (незаинтересованность, беспристрастность) заключения по актуальным проблемам и тенденциям развития;

- задачи общества по отношению к столь важному институту и инструменту как наука (государственная и общественная поддержка, пропаганда науки и ее достижений, устранение искусственных препятствий на ее пути) – финансирование науки из госбюджета и привлечение частных инвестиций, организация добровольных обществ поддержки и содействия науке;

- разъяснение содержания и смысла сложных и парадоксальных научных истин для обыденного сознания (в демократическом обществе решения принимаются большинством, компетентность которого в среднем достаточно ограничена) – популяризация науки, проникновение ее в сферу массового сознания (образование, просвещение).

Если попытаться определить все существенные источники формирования того или иного образа науки (и ученых) в восприятии общества, то неизбежно придется включить широкий комплекс факторов (средств). Об этом говорят результаты различных социологических исследований. В частности, можно привести недавний российский пример.

В ходе проведенного в августе 2001 г. фондом «Общественное мнение» исследования респондентам был предложен ряд вопросов, касающихся авторитета ученых и науки в обществе, а также идеального образа ученого. Приведены результаты массового опроса населения (рис. 1-3) по репрезентативной выборке (1 500 человек, 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России; объем выборки по Москве — 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку).