logo search
ирл

Жанровый состав творчества Сумарокова

Сумароков испробовал свои силы практически во всех жанрах клас­сицизма. Принял он деятельное участие и в разработке комедийного ре­пертуара, хотя современники ставили созданные им комедии гораздо ниже трагедий. Комедия для Сумарокова служила сильным полемическим или сатирическим оружием. Комедии его условны, первые можно назвать ти­пичными комедиями положений ("Тресотиниус", «Третейский суд"). "Опекун'' и "Лихоимец" приближаются к "комедиям характеров", а луч­шая пьеса этого жанра - ''Рогоносец по воображению" - представляет об­личительно-бытовую комедию. С точки зрения драматурга, комедия, как и трагедия, имеет воспитательно-дидактические цели. Лукин и Фонвизин пошли за Сумароковым, но добились гораздо большего: Фонвизин сумел соединить комическое и социальное, что и требовала эпоха.

Поэтическое наследие Сумарокова можно разделить на две большие группы: на лирику в собственном смысле слова и на сатирическую поэзию, включая притчи-басни. В жанре песни ее автор сосредоточился на разра­ботке любовной темы и поднял изображение любовного переживания на небывалую высоту, какой не знала до того русская литература Басни под пером Сумарокова приобретают те черты, которые в дальнейшем сделают этот жанр столь знаменитым: своему читателю автор предлагает живой са­тирический рассказ на злободневные темы, написанный размером вольно­го разностопного ямба. Рифмы Сумарокова, сталкивая высокое и низкое, создают эффект неожиданности, несоответствия, являющийся основой комического. Сумароков утверждает самостоятельное Присутствие автора в басенном рассказе. Автор, как носитель разумного отношении к миру, противостоит неразумности, запутанности царящих в нем социаль­ных отношений. Сумароков высмеивает русский быт, российское дворян­ство; его врагами и врагами всего русского государства являются придвор­ная знать, "подьячие", "откупщики". Основным оружием в борьбе с ними становится смех, который у Сумарокова превращается в одну из мощных форм эстетического воздействия.

В истории возникновения периодических изданий в России Сумаро­ков сыграл немаловажную роль. Он был организатором, издателем и ре­дактором первого частного литературного журнала "Трудолюбивая пчела". Вокруг него оформилась группа литераторов (Ржевский, Нартов, Нарыш­кин), образовавших поэтическую школу Сумарокова.