Повторение изученного в 5—8 классах
Ш> 8. Вслух прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию и нормативное произношение слов и вставляя вместо пропусков нужные термины.
Звуки речи изучаются в разделе « ... ».
Правила произношения и ударения даются в разделе « ... ».
Словарный состав языка описан в разделе « ... ».
Фразеологизмы изучаются в разделе « ... ».
Морфемы и морфемный состав слов изучаются в разделе « ... ».
Способы образования слов рассматриваются в разделе « ... ».
Части речи изучаются в разделе « ... ».
Словосочетание и предложение изучаются в разделе « ... ».
Алфавит и соотношение между звуками и буквами представлены в разделе « ... ».
Правила написания слов излагаются в разделе « ... ».
Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе « ... ».
©> 9. Определите, к каким разделам науки о языке относятся следующие термины.
Гласный звук, слог, правильное произношение, синоним, точка, дефис, морфема, буква, орфограмма, суффиксальный способ, подлежащее, имя числительное, орфоэпический словарь, тире, омоним, словосочетание.
Какие ещё термины вы можете назвать? Произнесите их правильно, запишите и раскройте лексическое значение.
Проведите устный фонетический и орфоэпический разбор выделенных слов.
©> 10. Вспомните и запишите имена, отчества и фамилии выдающихся русских лингвистов, о которых вы читали в учебниках русского языка для 5—8 классов. С какими разделами науки о языке связаны их имена?
©> 11. Прочитайте эпиграф (см. с. 8). Объясните, как вы понимаете его смысл.
Подготовьте и запишите рассуждение на одну из данных тем (по выбору).
Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как язык межнационального общения народов России.
Русский язык — один из важнейших мировых языков.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология