logo search
ирл

Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков

В конце 1760-х - начале 1770-х годов русская сатира претерпевает существенные изменения, касающиеся ее жанровой системы и художест­венных форм: традиционные для классицизма поэтические жанры уступа­ют место прозаическим, прослеживается явное стремление к демократиза­ции, вообще характерное для литературного процесса этого периода. Эти тенденции отразились в сатирических журналах 1769-1774 годов.

Инициатива выпуска подобных изданий исходила от императрицы Екатерины II, видящей в литературе средство идеологического контроля над умами своих подданных. С начала 1769 года выходит первый русский еженедельный сатирический журнал "Всякая всячина", издание которого осуществлялось личным секретарем Екатерины Г.В. Козицким под негласным руководством императрицы. Екатерина 11 призвала литераторов к изданию подобных журналов, и через короткое время стали появляться другие периодические издания: еженедельник М.Д.Чулкова "И то и сио", еженедельник В.Г.Рубана "Ни то ни сио в прозе и стихах", "Поденьщина" В.В.Тузова. "Адская почта'' Ф.А.Эмина и др. Многие журналы не имели четко выраженной идеологической программы. На этом фоне выделяется журнал Н.И.Новикова "Трутень", с появлением которого на страницах периодических изданий развернулась полемика о сущности сатиры и произошло размежевание сил в стане журнальных издателей.

Направляя общественное мнение, "Всякая всячина" дала официаль­ную трактовку назначения сатиры. Она определила принципы сатириче­ского изображения: "добросердечный сочинитель" должен критиковать общечеловеческие недостатки, а не высмеивать конкретные социальные пороки и их реальных носителей: "не целить на особ, но единственно на пороки"'. Более того, пороки, которые процветали в России, - самодурство чиновников, взяточничество, казнокрадство, деспотизм помещиков - объ­являлись человеческими слабостями, требовавшими снисхождения. При таком понимании функции сатиры допустимость критики социальных по­роков сводилась на нет. Первым с критикой ''Всякой всячины" выступил журнал "Смесь", по самое активное противодействие позиции Екатерины относительно понимания общественной роли сатиры оказал "Трутень". В письме Правдулюбова. напечатанном в "Трутне", открыто отвергалась са­тира на общий порок и отстаивалась "'сатира на лицо''.