§ 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
Придаточное образа действия и степени называется так потому, что раскрывает образ, способ действия, а также степень признака, названных в главной части сложноподчинённого предложения.
Придаточная часть отвечает на вопросы как? каким образом? в какой мере? до какой степени? и присоединяется к главной с помощью:
союзов союзных слов
что как
чтобы насколько
как
будто
как будто
словно
точно
до к а ко й с т е.п е н и?
Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов)
Как правило, в главной части содержатся указательные слова: местоимение такой (таков), наречия настолько, так, словосочетание таким образом. Указательные слова образуют с союзами соотносительные пары: так — что; такой — что; до того — что; настолько — что:
сколько? до какой степени?
Б русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский)
к а к и м образ о м?
Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (JI. Толстой)
§@
Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают образность и выразительность описаниям:
каким образом?
Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта. (А. Чехов)
Придаточные образа действия и степени всегда следуют за главной частью сложноподчинённого предложения.
О© 179. Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель.
Придумайте 2—3 предложения такой же синтаксической структуры.
1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.
(А. Пушкин)
©> 180. Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
1) Ветер дул с такой силой, что ... . 2) Туча настолько надвинулась на солнце, что .... 3) Я чувствую в душе такую радость, что ... . 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что ... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Ш> 181. Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.
Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
®> 182. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.
Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
(К. Паустовский)
©>183.Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И. И. Левитана «Тихая обитель» (1890). Что особенно привлекло вас в этой картине? Попробуйте описать её. Начните текст с проанализированного вами предложения (упр. 182), преобразовав его в сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Используйте в своём тексте сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, образа действия и степени.
©> 184. Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).
Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.
Q®> 185. Запишите предложения в соответствии с нормами пунктуации.
Определите, какой частью речи является слово как в каждом предложении. Какие синтаксические конструкции присоединяет союз как?
Составьте схемы этих предложений.
1) Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. (М.Лермонтов) 2) Время сердцу быть в покое от волненья своего с той минуты как другое уж не бьётся для него. (М.Лер-
монтов) 3) Как весел грохот летних бурь когда взметая прах летучий гроза нахлынувшая тучей смутит небесную лазурь. (Ф. Тютчев) 4) Уже более трёх часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. (И. Тургенев) 5) Герасим вырос немой и могучий как растёт дерево на плодородной земле. {И. Тургенев) 6) В живой природе полярной страны всё как бы торопится захватить короткое лето. {Д. Мамин-Сибиряк) 7) Мы-то цирковые понимали как отчётлива и смела была работа Пьера. (А.Куприн) 8) Каждую вещь надо писать так как будто она последняя в вашей жизни. (К. Паустовский) 9) Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме. (Б. Пастернак) 10) Жучок на солнышке горит как драгоценный камень. (А.Барто) 11) От него веяло родиной и покоем как веет покоем от старой и мудрой матери. (В. Белов)
Разберите по составу сложные слова.
Найдите краткие прилагательные, определите их морфемный состав, укажите их синтаксическую роль.
Разберите как часть речи три местоимения разных разрядов (на выбор).
©> 186. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое настроение передаёт оно? Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого текста?
Назовите виды языкового повтора, которые использует поэт.
Внезапно в зелень вкрался красный лист Как будто сердце леса обнажилось Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст Как будто бы на нём расположилось Две тысячи полураскрытых уст.
129
5 Русским Я ibIK 2) К.1ИСС
Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве.
И это был такой большой закат Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась — И я по ней шагаю наугад.
(Д. Самойлов)
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология