Правописание гласных в корнях слов
Виды орфограмм | Примеры |
проверяемые безударные гласные |
|
непроверяемые безударные гласные |
|
о—ё после шипящих |
|
с чередованием в корнях: -лаг-//-лож- -раст-//-ращ-//-рос- -стел-//-стил-а А -бер-//-бир-а и др. |
|
Возьмите на заметку!
Вы знаете корни с чередованием гласных е//и\
-бер-//-бир-а, -тер -//-тир-а, -стел-//-стил-а,
-мер-//-мир -а, -пер-//-пир-а, -блёст-//-блмст-а,
-жег-//-жиг-а, -чет-//-чит-а. Кроме изученных вами корней с чередованием гласных а//о, существуют и другие морфемы. Запомните их:
Корни с чередованием а//о | Как пишутся | Примеры |
-гар-//-гор- -клан-// -клон- | без ударения всегда о | "гореть, загорать (но загар), горючее, обгорелый, склоняться, поклоняться (но кланяться) |
-зар-//-зор- | без ударения всегда а | заря, 'зарница (но зорька, зарево) |
-кас-// -кос- ну (н) | пишется о, если далее идёт н | ',касаться, но коснуться, прикосновение |
-скак-// -скоч- | ак//оч | скакать, но высочить Исключение: скачок |
-мак-// -мок- | зависит от значения: -мак— «погружать в жидкость» -мок «впитывать жидкость» | обмакнуть непромокаемый (плащ), размокать |
-равн-// -ровн- | зависит от значения: -равн «одинаковый, равный» -роен «ровный, гладкий,прямой» | сравнить (с чем-то), уравнять (в правах), поравняться, сравнение выровнять, подровнять (что-то) Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну, «Равняйсь! » |
-плав-// -плов- | везде пишется а, кроме слов пловец, пловчиха. Заметьте: плывун (грунт), плывучий (жидкий, текучий) — от плыть |
@>36. Спишите, аргументируя написание корней. Проверяемые написания определяйте через однокоренные слова.
Образец: правдивый — значит «стремящийся к правде».
Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено г..няется он за ж..знью, ища её повсюду; горько обв..няет он себя в св..их заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тр..вожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение св..его сердца, ра..матривает каждую мысль св..ю.
(В. Белинский)
Найдите в орфоэпическом словарике учебника однокорен- ное прилагательное, от которого образовано выделенное слово. Правильно произнесите оба слова.
Выпишите по три словосочетания, объединённых связью примыкания и управления.
®> 37. Распределите слова с удвоенными согласными на три группы. По какому признаку вы будете их делить? Обозначьте морфемы, определяющие употребление двух согласных.
Образец: Иёззубый.
Беззаботный, грамматика, Россия, рассмотреть, искусство, искусственный, воззвание, территория, рассказ, оттолкнуть, жужжать, электронный, экранный, баллада.
38. 1. Определите, когда и при каких обстоятельствах употребляется буква ь. Что она обозначает? Запишите примеры.
2. Прочитайте слова и запишите их в три колонки: а) ъ является разделительным; б) ь указывает на определённое грамматическое значение; в) ь обозначает мягкость согласного.
Льётся, молодёжь, конь, топь, вьюга, бежишь, возьми, серьги, деревья, вскачь, лишь.
Дополните запись своими примерами.
©> 39. Какие три группы правил определяют правописание приставок? Приведите примеры соответствующих слов на каждую группу правил и объясните их написание.
§©
©> 40. Ответьте на вопросы и выполните задания.
При каких условиях в местоимениях и наречиях пишется приставка ни-, а при каких — не-? Запишите примеры сначала местоимений, а затем наречий. Поставьте в словах ударения.
При каких условиях не и ни пишутся отдельно с этими частями речи? Приведите примеры.
@>41. Запишите, распределяя сочетания слов на две группы в зависимости от написания к или нн в словах. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относится каждое слово с -к- или -нн-, обозначьте суффиксы в этих словах.
Вязаная шапч..нка, хорошо сделанная вещ(?), осенний сумр..к, деревянная кр..вать, ..кскурсия прошла организованно, истинный п..триот, юный гражданин, неосвоенная те..итория, река скована льдом, бешеное сопротивление, искусная ка..икатура, пр..обретённая пр..в..легия, взр..щённое поколение, иску..твенное ор..шение, распространённая идеология, организована кампания по сбору книг, уверенный в завтрашнем дне, агитационный пр..зыв, чу(?)ствовать себя скованно, удостоены наград, полотняный к..стюм, звёзды таинственно м..рцали, бешено мчались машины.
42. Употребите в составе словосочетаний данные слова: а) как предлоги или наречия; б) как формы имён существительных; в) как наречия.
(В) следстви(е, и), (в) роде, (на) счёт, (в) слепую, (на) встречу, (в) виду, (на) удачу, (в) конец, (в) миг, (в) даль.
©> 43. Расскажите, когда пишется не, а когда — ни. Спишите, аргументируя свой выбор.
Н.. день, н.. месяц, а целый год пробыли мы (в) дали от родины. (Н..) что нас (н..) утешало: н.. красоты природы, н.. встречи с интересными людьми, н.. мягкий климат.
Хотелось домой, где холодно и снег, где (н..) р..стут тропические фрукты, но где всё своё и тебя (н..) когда н.. покидает уверенность: что (бы) н.. случилось, вокруг надёжные, исти..ые друзья, готовые всегда прийти тебе на помощь.
Вспомните!
Самое распространённое значение частицы не —
отрицание: не хочу; не мог; это не правда; путь был не лёгкий...
Но употребляется частица не и тогда, когда отрицания нет: не могу не сказать (= хочу сказать); нельзя не прийти (= надо прийти); кого только там не было! Разве не мы едем?! (вопросительно-восклицательное предложение).
Частица не может входить в состав сочетаний едва не, чуть не, а также в состав сложных союзов не то — не то, если не — то, не только не — ной и др.
Частица ни употребляется:
а) для усиления отрицания, выраженного словами нет, нельзя, а также в случаях, когда отрицание лишь подразумевается. Например: В этой местности не было ни дорог, ни тропинок. Нельзя ни проехать, ни беспрепятственно пройти. На многие километры ни жилья, ни людей;
б) в придаточной части сложноподчинённых предложений со значением усиления: Как ни тяжело было, люди продолжали работать (= хотя было тяжело, люди продолжали работать);
в) в некоторых устойчивых выражениях: ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни ответа ни привета и т. п.
®> 44. Выполните задания по тексту упр. 43.
Проведите синтаксический разбор 2-го предложения.
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Объясните правописание слов со скобками и с пропущенными буквами.
Выпишите по два словосочетания со связью согласование, примыкание и управление.
Используя данные сочетания слов, попробуйте записать отрывок из стихотворения, которое вы учили наизусть. Как оно называется? Кто его автор?
Прочитайте отрывок вслух выразительно.
Ныне сбирается отмстить; вещий Олег; сбирается отмстить хозарам; неразумным хозарам; обрёк их сёла и нивы; обрёк за набег; за буйный набег; обрёк мечам и пожарам; с дружиной своей; в цареградской броне; по полю едет; едет на коне; на верном коне; едет с дружиной; едет в броне.
Являются ли словосочетаниями данные ниже группы слов? Докажите.
Сбирается Олег отмстить, обрёк он, князь едет.
В последнем предложении строфы (отрывка) выделите все члены предложения, указав части речи, которыми они выражены.
Объясните постановку знаков препинания во всех предложениях отрывка.
Укажите слова, которые считаются в современном русском языке устаревшими. Какой фонетический и орфографический облик они сейчас имеют?
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, отметив: а) паузы; б) слова с логическим ударением; в) восходящую и нисходящую интонацию; г) слова, при произношении которых вы испытываете затруднение.
Прочитайте выразительно. Какая мысль выражена автором в последних двух строках стихотворения?
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! — Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.
(М. Цветаева)
Найдите обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и обособленные обстоятельства (сравнительные обороты). Объясните знаки препинания.
Выпишите причастия в составе словосочетаний. Сделайте морфологический разбор одного из причастий.
Объясните значение выделенных слов.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология