Эффекты межличностного восприятия.
Восприятие – 1) индивидуальный фильтр, через который проходит любой коммуникативный акт, 2) опосредованный умственный процесс по средствам которого человек придает значение всему, что его окружает.
Восприятие включает 4 стадии:
-
Регистрация (наблюдение)
Проходит через органы чувств, но фиксируется лишь небольшая часть
-
Избирательность (селекция)
Механизм резонанса – целевой посыл; механизм защиты; механизм настороженности
-
Организация
Формирование информации в единое целое по следующим принципам:
• Принцип обесценивания – отбрасывает факты, которые имеют альтернативное значение
• Усиления – из множества причин человек выбирает наиболее значимую, подкрепленную чем-либо весомым
• Систематического убеждения:
- ложное согласие – переоценка типичности собственных мнений и суждений, поведения, выражающаяся в убежденности человека в нормальности своей точки зрения (которая должна быть свойственна всем людям)
- неравные возможности – непризнание и неприятие статусно-ролевой позиции другого человека
- игнорирование ценностей не случившегося – что не случилось может быть важнее того, что произошло
- больше доверие фактам чем суждениям – люди доверяют видимым фактам – одежде, фигуре, манере поведения, а содержание воспринимается позже
- построение ложных корреляций – навешивание ярлыков
4. Интерпретация – для человека важна не сколько сама информация, сколько значение и ценность, которую он туда вкладывает. Успехи люди склонны объяснять внутренними причинами, а неудачи – внешними.
С токи зрения интерпретации выделяется следующая типология личностей:
• Интерналы – вся информация объясняется и интерпретируется исходя из внутреличностных убеждений, причин и факторов
• Экстерналы – интерпретируют и объясняют информация исходя из внешних ситуативных причин и факторов
• Наблюдатели – восприятие не носит целостного характера, занимают пассивную позицию и не предпринимают активных действий (не перерабатывают информацию)
• Деятели – человек, используя жизненный опыт, предпринимает активные действия в развитии ситуации
Любое восприятие носит личный характер и подвержено окружающим факторам
- Объективные факторы: факторы физической среды (жарко, холодно, душно…)
- Социально-культурные факторы
Основные принципы эффективного восприятия:
-
Осознанность
-
Постепенность
-
Достаточность
-
Регулярность
-
Контроль над самим собой
Ошибки процесса восприятия:
-
Эффект ореола (человека, добившегося успеха в какой-то области, окружающие считают способным на большее и в других областях)
-
Эффект неудачника (человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах)
-
Эффект стереотипизации (склонность воспринимать человека по его принадлежности к социальной группе)
-
Эффект проекции (отождествление другого человека со своими собственными чертами)
- Межличностные коммуникации Вопросы к зачету
- Понятие межличностной коммуникации.
- Основные парадоксы и патологии межличностной коммуникации.
- Базовые ожидания в межличностном взаимодействии.
- Эффекты межличностного восприятия.
- Особенности и функции неформальной коммуникации.
- Типичные трудности межличностного взаимодействия.
- Продуктивный и непродуктивный стили межличностного делового общения.
- Стили слушания.
- Техники и приемы эффективного слушания.
- Понятие и особенности деловой коммуникации.
- Способы эмоциональной саморегуляции в межличностном деловом взаимодействии.
- Самораскрытие и самопредъявление в межличностной деловой коммуникации.
- Структурные и динамические особенности функционирования профессионального коллектива.
- 15. Принцип эффективности деловых коммуникаций
- 16. Коммуникативные типы деловых партнеров
- 17. Приемы убеждающего воздействия в деловых коммуникациях
- 18. Письменный деловые коммуникации
- 19. Формы деловых коммуникаций
- 20. Этика, этикет и протокол делового общения