logo search
Зенков Г

Типология морфем

Рис. 5

Краткий комментарий. Итак, морфемы подразделяются на корневые и аффиксальные. Корень – это носитель вещественного, лексического значения; является главным элементом слова, его смысловым центром. Школьные учебники правильно определяют корень с ориентацией на его смысловую сторону. Корень для них – главная значимая часть слова.

Со структурной точки зрения корни подразделяются на свободные и связанные.

Свободными называются корни, способные употребляться вне сочетания со служебными аффиксальными морфемами – суффиксами, приставками, например, стран=а, твоj =а, стол=Ш, пять, ничком, кино и т.п.

Связанными называются корни, употребляющиеся только в сочетании со служебными аффиксальными морфемами – приставками, суффиксами, например: при=вык=ну=ть, от=вык=ну=ть, с=верг=ну=ть, об=у=ть, раз=у=ть, ул=иц=а, пере=ул=ок=Ш и т.д.

Свободные корни в любом языке численно всегда превышают связанные.

Аффикс – это общее название служебных морфем, кроме корня. К аффиксам принадлежат: префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы, флексии (окончания).

Аффиксы подразделяются на деривационные (словообразовательные) и формообразующие (несловообразовательные). С помощью деривационных аффиксов образуются производные, новые слова: чита=ть чита=тель=Ш, учи=ть учи=тель=Ш учитель=ств=о.

Формообразующие аффиксы служат для образования форм слов. Они подразделяются на две группы: флексийные и нефлексийные. С помощью флексийных аффиксов (окончаний) образуются грамматические формы одного и того же слова. Вспомним школьные столбики склонений имен и спряжений глаголов:

стран=а пиш=у

стран=ы пиш=ешь

стран=е пиш=ет

и т.д. и т.д.

Флексийные аффиксы, называемые иначе реляционными (от лат. Relatio – отношение), словоизменительными, служат для образования синтаксических форм: с их помощью осуществляется связь слов в предложении:

Высок=ое дерев=о росл=о на берег=у рек=и.

Нефлексийные аффиксы формообразующей разновидности служат для образования несинтаксических форм. К ним относятся отдельные разряды формообразующих приставок (ср. : делать с=делать), суффиксов причастий (писать писа=вш=ий), деепричастий (написать написа=в, читают читаj), видовых глагольных пар (реш=и=ть : реш=а=ть) и некоторые другие.

Некоторые исследователи (и мы им следуем в данном случае) рассматривают суффикс как одну из разновидностей постфиксов (от лат. post – после), т.е. морфем, следующих за корнем (после корня). Второй разновидностью постфиксов являются собственно постфиксы, т.е. служебные морфемы, располагающиеся в слове после окончаний. В русском языке к собственно постфиксам относятся называвшиеся ранее частицами морфы =ся (сь), =то, =либо, =нибудь : смеj=у=сь, смеj=ут=ся, кто=то, что=либо, кто=нибудь.

Морфемы бывают материально выраженными и нулевыми (материально невыраженными). На примере окончаний учащиеся школ фактически знакомятся с этими понятиями. Например, склонение отдельных разрядов существительных (ср.: дом=Ш, дом=а, дом=у, дом=Ш, дом=ом, о дом=е), где представлены как материально выраженные, так и нулевые морфемы-окончания.

В функции нулевых морфем, кроме окончаний, могут выступать отдельные разряды суффиксов. Примеры:

перелива=ниjи син=ев=а и

перелив=Ш=Ш, синь=Ш=Ш

со словообразовательной точки зрения означают одно и то же для каждой из двух групп слов: переливание и перелив обозначают отвлеченное действие по глаголу переливать, а синева и синь имеют значение абстрактного (отвлеченного) признака, выраженного способом суффиксации по связи с прилагательным синий.