logo search
Voprosy_k_zachetu_po_KR

Эффективность речевого взаимодействия. Максимы Грайса.

Среди общих принципов, обеспечивающих успех коммуникации, важнейшими являются два, сформулированные американским лингвистом Полом Грайсом и его коллегой Остином: принцип кооперации и принцип вежливости.

Принцип вежливости

1. Правило такта: уважайте границы личной сферы собеседника, т.е. подчеркивайте выгоду для собеседника, формулируйте побуждение как совет.

2. Правило великодушия: выбирайте способ выражения, в котором минимизируется ваша личная выгода. Не вынуждайте его связывать себя обещаниями, не требуйте извинений и покаяния.

3. Правило одобрения: хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира. Однако будьте сдержанны в оценочных

суждениях: если ваша оценка (положительная и отрицательная) не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.

4. Правило скромности: меньше хвалите себя и тактично отказывайтесь от похвал. Ваши высказывания должны содержать объективную самооценку (не

завышенную, но и не заниженную).

5. Правило согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие. Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований.

Умейте отказаться от конфликта в пользу решения более серьезной задачи – сохранения коммуникации.

6. Правило симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, минимизируйте антипатию. Будьте благожелательны, не будьте безучастны.

Пол Грайс выдвинул принцип кооперации как основной принцип диалогового общения: «Твой вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога».

Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников, относится к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Обращать внимание не только на то, что нам говорят, но и о том, как и для чего нам это говорят.

Реализуется в ряде постулатов. (Максимы Грайса)

Постулат количества: «Твое высказывание должно содержать не меньше информации (и не больше) для реализации текущих целей диалога».

Постулат качества: « Не говори того, что ты считаешь ложным». « Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований». 3) Постулат отношения к информации (релевантности): « Не отклоняться от темы».

Постулат способов действия «Избегай непонятных выражений» «Избегай неоднозначности» «Будь краток» «Будь логичен (организован)».