§ 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
©> 28. Заполните таблицу.
Части речи в русском языке | На какой вопрос отвечает (если можно его задать)? | Что обозначает? | Примеры |
Самостоятельные |
|
|
|
Служебные |
|
|
|
Междометия и звукоподражательные слова |
|
|
|
Ответьте на вопросы:
По каким признакам слова распределяются по частям речи?
Чем знаменательная часть речи отличается от служебной?
©> 29. Выполните задания по тексту упр. 20.
Выпишите по два примера каждой части речи.
Проведите морфологический разбор одного (на выбор) глагола, одного имени прилагательного, одного союза (схемы разбора см. в приложении).
Объясните, в чём отличие постоянных и непостоянных признаков частей речи.
Вспомните!
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
©> 30. Запишите личные окончания глаголов I и II спряжения.
Ш> 31. Сначала, пользуясь образцом, определите спряжение глаголов и правописание безударных личных окончаний. Затем спишите текст, выделяя безударные окончания глаголов и определяя другие написания.
Образец. Показыва..т что делать? — показывать —» на ать —» значит, I спр. —» показыва ет
По-разному пада..т с неба снег. Вскин..шь голову, и каж..тся, что с облаков сыпл..тся хлопья. А быва..т снег, которому лицо не подстав..шь: твёрдые белые шарики больно секут лоб.
(Н. Надеждина)
©> 32. Прочитайте вслух текст А. И. Куприна. Озаглавьте этот текст. Затем спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе (н..) облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплыва..т в огненном зареве солнце, ещё толпятся бледнея и тая с каждой минутой сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями бриллианты крупной росы. <...> В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни смешанный с нежным похожим на миндаль ароматом повилики. Всё блещ..т и неж..тся и ра
достно тян..тся к солнцу. Только (кое) где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами поросшими кустарником ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе не видные глазу трепещ..т и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила и кажется будто она дыш..т глубокими ровными и могучими вздохами.
Объясните расстановку знаков препинания.
Подчеркните причастные и деепричастные обороты. Причастия и деепричастия разберите по составу.
Обозначьте грамматические основы последнего предложения, составьте его схему.
Проведите синтаксический разбор 2-го предложения.
Выделите словосочетания, соответствующие схемам:
нареч. + глаг., прилаг. + сущ., сущ. + сущ.
Возьмите на заметку!
По своему назначению знаки препинания делятся на две группы: знаки отделяющие и знаки выделяющие.
Отделяющие знаки препинания (,;!?.: — ...)
отделяют одни части текста (или предложения) от других, а именно:
Светит солнце. Воздух прозрачен.
Как светит солнце! Воздух прозрачен.
День будет солнечный? Хорошо бы!
Светит солнце... На душе радостно.
Собака, и кот, и петух жили дружно.
предложение от предложения однородные члены друг от друга (редко)
: Все жили дружно: и собака, и кот, и петух. — Собака, и кот, и петух — все жили дружно.
— Язык — средство общения.
Мычали коровы, блеяли овцы.
Я знал, что мечты мои сбудутся.
Отец пришёл поздно, и мы были уже в постелях; однако я не спал и вышел к нему. Тише едешь — дальше будешь.
однородные члены от обобщающего слова подлежащее от сказуемого одну часть сложного предложения от другой
Выделяющие знаки препинания выделяют синтаксические конструкции внутри предложения. Это причастные, деепричастные, сравнительные обороты, разные уточнения, вводные и вставные конструкции, прямая речь и др.
Выделяющие знаки препинания являются парными (две запятые, два тире, две скобки, открывающие и закрывающие кавычки). Конечно, если выделяемая конструкция начинает предложение или завершает его, то употребляется лишь один знак: Утомлённые переходом, мы быстро уснули. (Ср.: Мы, утомлённые переходом, быстро уснули.)
33. В тексте упр. 32 найдите предложения с отделяющими и выделяющими знаками препинания.
@> 34. Выполните следующие задания по тексту упр. 32.
1. Покажите, как вы определяли правописание безударных личных окончаний глагола в соответствии с образцом, данным в упр. 31.
Все слова с удвоенными буквами н (нн) разберите по составу; укажите, какой частью речи является каждое из них.
Объясните слитное и раздельное написание не со словами в предпоследнем абзаце.
Объясните, частицу не или ни следует употребить во 2-м предложении.
Запишите примеры употребления морфем -то, -нибудь, -либо, кое- в составе наречий и местоимений. К какому разряду относятся записанные вами местоимения?
Ш> 35. Заполните таблицу несколькими примерами слов из текста упр. 32. Слова с чередованием гласных в корне и с буквами о—ё после шипящих подберите самостоятельно.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология