Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
Цель работы: уметь вычленять второстепенные члены предложения и определять их функцию в тексте.
Задание 1
Проанализируйте второстепенные члены в предложениях, используя образец. В предложениях расставьте знаки препинания.
Второстепенный член предложения | Характеристика второстепенного члена | Морфологические признаки | Дополнительные роли в предложении (для синкретичных членов) |
Однажды её остановил Иванов, начальник цеха | |||
Однажды | Обстоятельство времени | наречие |
|
её | Дополнение прямое | местоимение |
|
Иванов | Дополнение прямое | существительное |
|
Начальник цеха | Определение согласованное | Существительное + существительное |
|
1. Сын небогатых родителей внук крепостного крестьянина Пирогов рано познал нужду. 2. Чувствуя близкий конец скитаний Алексей пополз не жалея сил не отдыхая. 3. Не перестаешь удивляться тому как уместно поставили Барма и Постник этот храм – на самом взлете на перекате пологой волны холма на фоне просторов неба. 4. Спустившись с террасы Фет направился через парк сперва по вязовой аллее затем боковой тропкой протоптанной в траве к маленькой скрытой за кулисами всегда запертой калитке. 5. Выбери ткань с рисунком повеселее. 6. Он выехал из Москвы в Киев. 7. Отец развивал в нём интерес к спорту. 8. Галереи первоначально служили дополнением к комнате хозяина, во дворцах и виллах Европы периода барокко галерея превратилась в одну из главных комнат.
Задание 2.
Спишите, расставьте знаки препинания в предложениях
1. Во время экскурсии в Санкт-Петербург мы побывали и в музеях и в театрах и на стадионе съездили в город Пушкин и Петродворец. 2. Он хорошо рисовал да и чертил неплохо. 3. Ночью ветер злится да стучит в окно. 4. Мой девиз мыслить обо всем и писать понятно для всех. 5. Дома города точно груды грязного снега. 5. Самая речь полковника скупая на слова никогда не отличалась определенностью. 6. Море казалось не успокоится никогда. 7. Ночью весь мир огромный кажется много проще. Далеко внизу в ущельях безумно грохотали реки. (А.С. Серафимович) 8.Я вставал рано с рассветом и тотчас принимался за работу. (Чехов) 9.Наклонность к умственным наслаждениям например к театру и чтению у меня была развита до страсти. (Чехов)
Задание 3.
Какую функцию выполняют в тексте обстоятельства и дополнения. Ответ аргументируйте, используя примеры из текста.
Похоже на то, что некоторые депутаты не допускают никакой иной демократии, кроме как по американскому образцу. Мы уже выработали на сессии синдром заимствования, подражания, преклонения перед всем иностранным, что называлось в русском народе "чужебесием". "Чужебесие" охватило многих, даже вновь избранных министров и некоторых высокопоставленных деятелей. Берем взаймы не только деньги, заимствуем и западную парламентскую терминологию, вроде "леворадикальные группы", "сдвиг вправо", "центрист" и так далее. Есть люди, готовые позаимствовать уже и государственное устройство. Но жизнь устроена так, что она противится нивелированию. Везде все по-разному, в том числе и у нас в стране. Вот привезли турок-месхетинцев в Смоленскую область и начали учить их растапливать русскую печь. Уверяю вас, толку от этого не будет. Даже хлеб люди разных национальностей пекут по-разному. Так можно ли выпекать одинаковые для всех народов и государств парламентские обычаи и законы? Национальные особенности в языке, в танце, в музыке, в одежде, в бытовом, общественном поведении не исчезли и, я надеюсь, никогда не исчезнут.
История показала со всей наглядностью, что люди не хотят быть людьми вообще. Они хотят быть эстонцами, грузинами, армянами, казахами, немцами, французами. Так не пора ли решительно и смело признать ошибочность идеологической установки марксизма по поводу слияния и исчезновения наций? Желание народа быть самим собой слишком долго сдерживалось, а нынче оно прорвалось и вылилось не только в добротные, гуманные, но и в уродливые формы национального эгоизма. Мне хотелось услышать здесь, на сессии, в чем причина ферганской трагедии. Ведь во все время так называемого «застоя» люди в Узбекистане не резали женщин, не стреляли в соседей из автоматов. Мы ничего не услышали по этому поводу. Ташкентские руководители отмалчиваются. Как узнать, кто виноват? Ну, поскольку трагедия уже свершилась, бедные месхетинцы хотели бы вернуться на свою прежнюю родину, то есть в Грузию. Грузия должна была свершить акт справедливости и принять месхетинцев. Этого не произошло. Остается гадать на кофейной гуще, как же грузинские депутаты будут голосовать, когда речь пойдет о крымских татарах? Не последует ли Украина примеру Грузии? (В. Белов).
Задание 4.
Напишите путевой очерк, используя образные обстоятельства, определения и дополнения.
Вариант 2
Задание 1
Проанализируйте второстепенные члены в предложениях, используя образец. В предложениях расставьте знаки препинания.
1. В такие мгновения остро чувствовался запах дождя мокрых листьев мокрой травы приятный запах лесного ненастья. 2. Испугавшись нашего пса кот однако не отступил а грозно выгнулся. 3. Откуда ни приближаешься к Василию Блаженному всегда видишь его в живом движении и угадываешь весь его объем как угадывается телодвижение в любом повороте статуи. 4. Весла ровно и мерно стуча в уключинах на несколько мгновений погружались в воду и снова сверкали на солнце ловким движением гребцов обращенные параллельно к воде. 5. На завтрак дали яйца всмятку. 6. Вдали громко стучал дятел. 7. Мать послала брата с сестрой за хлебом. 8. В местах с холодным климатом устраивались землянки с утепленным полом и стенами, сооружали хижины с навесами для защиты от ливней со снегопадами
Задание 3
Спишите, расставьте знаки препинания в предложениях.
1. Иные хозяева вырастили уже вишни или сирень или жасмин. 2. Хорошо учиться вот наша задача. 3. Николай Иванович смотрит на него ласковыми добрыми и благородными глазами. 4. Шли в самое различное время и на рассвете, и вечером, и ночью. 5. Голова без ума что фонарь без света. 6. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 7. Бессонные ночи предельная усталость и напряжение шестичасового боя очевидно сделали свое дело. 8. Один раз перед вечером мы отправились на прогулку. 9. Где-то там внизу в тайге идет сейчас этот маленький отряд связистов. 10. Года через два в начале сентября мне снова пришлось побывать в этих местах.
Задание 3.
Какую функцию выполняют в тексте определения, обстоятельства и дополнения. Ответ аргументируйте, используя примеры из текста.
Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Знаете, каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована - небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем решить, порой, всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства - восстановить. Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту - и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь - это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Вот если так посмотреть на человека хоть один раз, можно его полюбить, несмотря ни на что, вопреки всему, что бросается в глаза другим людям. (А.Сурожский)
Задание 4.
Напишите путевой очерк, используя образные обстоятельства, определения и дополнения.
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение