№ 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
Вопросы для обсуждения
1. Языкознание и естественные науки.
2. Язык и математика. Различия лингвистического и математического знака.
3. Математическая экспликация лингвистических явлений.
4. Содержание понятия «математическая лингвистика». Математическая ли это дисциплина? Прикладная лингвистика.
5. Комбинаторная и квантитативная лингвистика.
6. Аксиоматический метод в языкознании. Искусственные языки.
Рекомендуемая литература
1. Пиотровский Р.Г. и др.Математическая лингвистика. Учебное пособие для пед. ин-тов. -М.: Высшая школа, 1977.
2. Гладкий А.В., Мельчук И.А.Элементы математической лингвистики. М.: Наука, 1969.
3. Баранов А.Н.Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Марчук Ю.Н.Основы компьютерной лингвистики. Учебное пособие. Издание 2-е дополненное. - М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. - 226 с.
5. Дешериева Т.И.Языкознание и математика. Алма-Ата: Наука, 1973.
6. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. I. [или в сборнике: Зарубежная лингвистика. I: Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Звегинцева и Н.С. Чемоданова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1999.]
7. Амирова Т.А.Из истории лингвистики XX века. Учебное пособие. – М.: ЧеРо, 1999.
8. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998
9. Математика. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. Ю.В. Прохоров. – 3-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание